В российских СМИ время от времени появляются оценки роли Турции в годы Второй мировой войны. В одних комментариях утверждается, что Турция планировала напасть на Советы через Кавказ, в других — что Турция, наоборот, пыталась помочь Москве. Фуад Сеферов приводит убедительные свидетельства, что Анкара никогда бы не начала войну против СССР.
9 мая имеет такое же значение для России, как и 30 августа (День Победы в честь освобождения Турции от иностранных захватчиков в 1922 году — прим. пер.) для Турции… 9 мая как годовщина победы Советского Союза над Германией во время Второй мировой войны каждый год отмечается в России в атмосфере настоящего праздника.
Особенно в круглые даты в российских СМИ время от времени появляются сообщения и оценки, связанные с ролью Турции в годы войны. В одних комментариях утверждается, что Турция планировала напасть на Советы через Кавказ, в других — что Турция, наоборот, пыталась помочь Москве…
Например, как сообщает руководитель Центра военно-дипломатического анализа и оценок Лиги военных дипломатов, историк Владимир Винокуров, в период до начала войны турецкие дипломаты делились со своими советскими коллегами имеющимися сведениями. Российский историк, ссылаясь на архивные документы, обращает внимание на тот факт, что турецкие дипломаты неоднократно предупреждали Москву о намерении Германии напасть на Советский Союз.
Винокуров рассказывает, что после подписания Тройственного пакта между Германией, Италией и Японией в 1940 году к советскому полпреду в Японии Сметанину явился посол Турции в Токио Ферит Тек (Ferit Tek). Целью его визита было предупредить, что Германия под руководством Адольфа Гитлера собирается напасть на СССР.
Турецкий посол отметил, что Германия с целью окружения СССР с юго-востока для дальнейшего нападения участвует в некоторых военных действиях в Румынии и Венгрии. Когда же советский посол Сметанин напомнил, что между Германией и СССР существует пакт о ненападении, Тек, усмехнувшись, заметил: «Все это для внешнего мира и только официально…»
29 октября 1940 года на приеме в турецком посольстве в Токио по случаю Дня Республики Тек снова посчитал нужным предупредить Сметанина: «Германия после победы в Европе обязательно двинется на вас». По словам российского историка, турецкий дипломат в беседах со своим советским коллегой часто подчеркивал, что пакт о ненападении неблагоприятен для Москвы.
«В июле 1940 года турецкий посланник в Венгрии Рушен Эшреф Унайдын (Ruşen Eşref Ünaydın) предупреждал советского полпреда Шаронова о предстоящей переброске германских войск через венгерскую территорию в Румынию», — пишет Винокуров.
4 января 1941 года временный поверенный в делах Турции в Берлине Алкент (Alkent) в беседе с советским послом Деканозовым тоже сообщал, что Германия может напасть на Советы. 13 января в другой беседе со своим советским коллегой турецкий дипломат заявил, что на границе Румынии и СССР находится большое количество нацистских военных.
О важной роли Турции в войне на примере интересных исторических событий рассказывает преподаватель Московского государственного института международных отношений (МГИМО) министерства иностранных дел России, бывший дипломат, профессор Юрий Дубинин. Полагая, что Турция изменила судьбу Второй мировой войны,
Дубинин рассказывает один интересный диалог. Осенью 1942 года советский лидер Иосиф Сталин срочно вызвал в Москву полпреда СССР в Анкаре Сергея Виноградова. Сталин трижды спросил: «Скажи, посол, начнет Турция войну против нас или нет?» — а Виноградов трижды ответил: «Нет, товарищ Сталин…»
В конечном счете Сталин убедился, что атаки с юга не будет, и перебросил войска Красной армии, прикрывавшие границу с Турцией, на Сталинградский фронт. Известно, что эти войска внесли важный вклад в победу Советов, а Сталинградская битва считается переломным моментом войны.
Дубинин услышал этот рассказ лично от Виноградова и спросил, была ли эта информация получена из турецких источников. Виноградов сказал: «Нет. Турецкие представители вели себя в разговорах со мной весьма корректно, с министром иностранных дел мы иногда даже поигрывали в шахматы, но государственными секретами они со мной не делились. Не было у меня и секретной информации. Но в ответе, который я дал Сталину, я был уверен. Это было выводом из всех моих наблюдений за настроениями в Турции и ее руководстве».
Помимо этого, также известно, что Турция в годы войны перебрасывала некоторую продукцию стратегического назначения в город Туапсе на берегу Черного моря.
Согласно российским источникам, советские корабли, такие как «Александр Ульянов», «Пестель» и «Анатолий Серов», с ноября 1942 года неоднократно осуществляли перевозки из порта Трабзон…
Похожие сведения упоминаются и в книге советского историка Бориса Вайнера под названием «Советский морской транспорт в Великую Отечественную войну» (1989 год).
Правила комментирования
comments powered by Disqus