90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Нужно ли запрещать «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане?

20.05.2019 18:13

Безопасность

Нужно ли запрещать «Таблиги Джамаат» в Кыргызстане?

«На сегодняшний день определенная часть местных экспертов считают, что запрет Таблиги Джамаат в стране будет крайне неразумным. Так как для Кыргызстана оно не представляет никакой угрозы, а наоборот в идеологическом плане противостоит ваххабитским и салафитским течениям, а также Хизб ут-Тахрир (запрещенная организация в КР)», – отмечает в своей статье Роза Дуйшеева, кандидат политических наук, участник Школы аналитики CABAR.asia.

В связи с резким ростом религиозности населения республики деятельность религиозного движения «Таблиги Джамаат» вызывает большой интерес среди экспертов и научных исследователей. В данной статье проанализированы  основные взгляды и оценки международных и отечественных экспертов, религиоведов и исследователей в отношении деятельности данного движения. 

Из истории

Движение “Таблиги Джамаат” основано в 20-х годах прошлого века в Индии. Основателем является Мухаммад Ильяс Кандехлеви. С тех пор Таблиги Джамаат  распространился по всему миру и сейчас присутствует почти во всех странах. Главными центрами движения являются Индия, Пакистан и Бангладеш. На сегодняшний день представители Таблиги Джамаат работают в 150 странах, а их офисы имеются в 120 государствах. Таблиги Джамаат превратилось в международное движение, которое со временем активно занялось распространением ислама и обращением к мусульманам вне зависимости от их социального и экономического статуса, оживляя религию среди народов, традиционно исповедующих ислам.

К концу 60-х годов прошлого века его представители действовали уже в большинстве стран Западной Европы, Северной Америки, Азии, в некоторых арабских и североафриканских странах – преимущественно там, где осела южноазиатская диаспора. К 1990 году отделения Таблиги Джамаат существовали уже в 90 государствах.  

Вместе с тем на территории Кыргызстана первые дааватчи, т.е. миссионеры Таблиги Джамаат появились в начале 90-х годов XX века и начали вести пропагандистскую деятельность. В настоящее время  Кыргызстан стал одним из крупных центров Таблиги Джамаат. Численность “таблиговцев” с каждым годом все увеличивается, основную массу которой занимает молодежь. Также наблюдается, что их состав дополняют студенты, преподаватели и предприниматели.

Согласно результатам социологического исследования: «Влияние религиозных факторов на социально-политическую ситуацию в Кыргызской Республике», проведенного по заказу Государственной комиссией по делам религии КР, на сегодня самой активной общиной является Таблиги Джамаат (64,5% (759) из 1200 опрошенных). Следует отметить, что ни одно другое массовое мусульманское движение в Кыргызстане не может сравниться по размаху деятельности с Таблиги Джамаат.

На сегодняшний день деятельность данной организации периодически обсуждается в кыргызстанском обществе, в частности, в стенах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, в экспертных и религиозных кругах. Однако общественное мнение и оценка деятельности Таблиги Джамаат носят весьма неоднозначный характер.

Аполитичен ли Таблиги Джамаат?

Активный рост религиозности населения страны в некоторой степени начал способствовать формированию элементов политизации религии, который в определенных условиях мог способствовать повышению рисков радикализации и экстремизму. B стране появились некоторые элементы политизации, которые проявляются в попытках вмешательства некоторых религиозных деятелей и организаций в политический процесс. В связи с этим вопрос аполитичности движения Таблиги Джамаат занимает центральное место в изучении его деятельности.

Если исходить из идеологических составляющих деятельности Таблиги Джамаат, то на первый взгляд, движение выглядит весьма аполитичным.  Такое утверждение является распространенным как среди рядовых верующих мусульман, так и внутри экспертного сообщества.

Известный французский исламовед, профессор Оливер Руа считает «Таблиги Джамаат» совершенно аполитичной и законопослушной организацией.

Эксперты Государственной комиссии  по  делам  религий  Кыргызской  Республики  (ГКДР  КР) также отмечают, что «Таблиги Джамаат» –  аполитичное  религиозное  движение. Положительная черта данного движения заключается в том, что деятельность данного движения не носит радикальный или экстремистский характер, а является пацифистской (мирной).

Специалист в области религиозной безопасности Эмиль Насритдинов отмечает, что в Кыргызстане принцип невмешательства в политику является важной частью “дааватческой” практики. Учитывая, что кыргызское общество в целом очень политизировано, в данной связи лидеры движения Таблиги Джамаат делают на этом принципе особое ударение. Каждый джамаат (мусульманская община) перед выходом на даават (проповедь) получает как минимум часовую инструкцию, включающую напоминание о невмешательстве в политику.

Однако, как отмечает российский политолог и независимый исследователь Е. Егоров, что в  долгосрочном плане влияние данного движения на религиозно-политическую ситуацию нельзя недооценивать. Именно демократическая система управления и простой язык проповедей привлекают в организацию все слои населения. Движение демонстративно отказывается от участия в политике, но есть основания полагать, что стратегические цели его деятельности связаны именно с политикой и властью.

Существует мнения о том, что движение не призывает изменить общественный строй или строить халифат. Однако исследовавший деятельность этой организации, эксперт К. Мурзахалилов, отмечает о навязывании своих требований данной организацией, утверждая, что принимаемые решения на машфаре (собрание) распространяются сторонникам и защитникам Таблиги Джамаат  по всему миру, где их на местах подгоняют лидеры дааватистов под наши законы и менталитет.  

Между тем ГКДР отмечает, что в отношении проблемных вопросов их деятельности ведется активная работа по регулированию и упорядочению процесса даават.

Безусловно работа по регулированию религиозной сферы общества, которая началась с момента принятия Концепции государственной пoлитики в религиoзнoй сфeрe и плана мероприятий по ее реализации, способствовала активным профилактическим мeрам по прeдупреждeнию данного процесса и ограничению деятельности пo пoлитизации религии.

Разрабатываются и реализуютcя мерoприятия и долгосрочные прoцессы, направленные на повышение светских и знаний по религии населения, мониторинг и анализ ситуации, подготовки нового поколения духовенства, осознающих важность обеспечения свободы вероисповедания в рамках светского государства, и необходимости профилактики распространения радикализма для стабильного развития общества и государства.  

Однако данные процессы требуют особого внимания со стороны государства, гражданского общества и духовенства. Только постоянная совместная работа способна на долгосрочный период направить в правильное русло и стабилизировать ситуацию.

Запрет или контроль?

Возможно вопрос о Таблиги Джамаат не стоял бы так остро, если бы Кыргызстан на сегодняшний день не являлся единственной страной в Центральной Азии, где это движение ещё не считается экстремистским и запрещенным. Существует рекомендация Организации догoвора о коллективной безопасности (ОДКБ) о запрете Таблиги Джамаат, принятая и Россией и другими государствами Центральной Азии, кроме Кыргызстана. 

До сих пор министерствo внутренних дел Кыргызской Республики и Государственная комиссия по делам религий стояли на позиции, что у них нет оснований считать Таблиги Джамаат экстремистской организацией.

Однако депутат ЖК КР Исхак Масалиев в отношении Таблиги Джамаат поднимает вопрос о несоблюдении единых принципов Конвенции ШОС  по противодействию экстремизму со стороны Кыргызстана.  По его мнению, в соответствии с конвенцией ШОС Кыргызстан должен признать Таблиги Джамаат незаконной.

В конвенции ШОС утверждается, что все члены-государства преследуют единые принципы. Следовательно, в некоторых странах, которые присоединились к этой конвенции, Таблиги Джамаат была признана вне закона. Соответственно и наша республика должна сделать ее вне закона и признать незаконной.

Официальная власть Кыргызстана в 2009 году пыталась объявить Таблиги Джамаат экстремистской организацией. Так, 3-февраля 2009 году в Первомайский районный суд г. Бишкека поступило заявление от Генеральной прокуратуры Кыргызстана о признании движения экстремистским. Однако оно было отозвано для более глубокого изучения его деятельности.

К таким скептическим отношениям государственных органов поставило точку методическое пособие: «Государственная политика в сфере религии и основные религиозные течения в Кыргызстане» выпущенное в 2015 г. Государственной комиссией по делам религий. В данном пособии четко указано, что движение не представляет угрозу для безопасности страны.

Как заявил заместитель председателя Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики Асылбек Кожобеков,  организация находится под контролем спецслужб и никакой угрозы не представляет. Следует отметить, что альтернативный способ осуществляется в США и европейских странах, где спецслужбы за ней пристально наблюдают.  

На сегодняшний день определенная часть местных экспертов считают, что запрет Таблиги Джамаат в стране будет крайне неразумным. Так как для Кыргызстана оно не представляет никакой угрозы, а наоборот в идеологическом плане противостоит ваххабитским и салафитским течениям, а также Хизб ут-Тахрир (запрещенная организация в КР).

Так, Эмиль Насритдинов отмечает, что на сегодняшний день именно «дааватчики» являются главным барьером, останавливающим распространение идей и практик салафизма в Кыргызстане. В большинстве случаев этот эффект работает на уровне профилактики: так как группы дааватчиков более открыты и доступны для общества.

По мнению Кадыра Маликова, запретить Таблиги Джамаат – это “самоубийство” для правительства Кыргызской Республики, потому что это движение является сегодня чуть ли не единственным мощным противовесом радикальным салафитским течениям, и что, запретив даават, правительство останется “один на один с волками”. Сегодня правительство не может себе этого позволить, так как своя религиозная база в стране практически отсутствует.

На современном этапе государственные органы Кыргызстана также уверены, что они не в силах справиться с движением, если в случае запрета оно уйдет в подполье. Контролировать деятельность подпольных организаций намного сложнее, так как требует наличие профессиональных органов охраны правопорядка и определенной воли руководства страны.

Кроме того, в условиях отсутствия государственной идеологии, а также в условиях экономической нестабильности, слабости государственной системы в целом, власти надеются, что движение Таблиги Джамаат как распространитель ханафитского мазхаба, призывающий к терпению, способен отвлечь народ от недовольства властью и социальных проблем, направив его внимание в религиозное русло.

Такая тактика в краткосрочной перспективе может быть успешной. Однако в долгосрочной перспективе, возможно, станет причиной дестабилизации общества. Так как деятельность Таблиги Джамаат направлена на исламизацию широких масс населения. В связи с этим органы государственной власти должны ввести ограничения и активизировать контроль за деятельностью «даавата» и «дааватчы», а также необходимо усилить взаимодействие государства и гражданского общества по регулированию религиозной ситуации в процессе реализации Концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 годы.

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Исхаком Масалиевым

20.05.2019 18:13

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Серик Ныгметович Ахметов

Ахметов Серик Ныгметович

Экс- министр обороны Казахстана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
100%

составляет уверенность начальника ГАИ Бишкека Р. Бекитаева в том, что его подчиненые не берут взятки

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30