Осенний ветер пробирал до дрожи. Перчаток рабочим не выдали — не было. Кто-то сшил их себе из брезента, а кому-то так и пришлось работать с кровавыми мозолями. Тысячи людей месяцами кололи гравий. Мы узнали, как строили самые важные дороги страны.
Когда-то там едва ли проходила лошадь — история дороги на Иссык-Куль
Представьте, что вы собрались из Бишкека на Иссык-Куль. Вот только события происходят 100 лет назад. Тогда это была не увеселительная трехчасовая поездка, как сейчас! Только до Токмока путь на лошади занимал 10 часов.
Из воспоминаний путешественников того времени:
Сонный староста лениво цедит: "Нет лошадей, все под почтой. Уедете не ранее утра". Уговоры и волнения бесполезны. Остается терпеливо ждать, без конца пить чай, ночью воевать с полчищами клопов.
А на другой день снова тянется тройка почтовых кляч… И так долгие бесчисленные дни. Пылью забиты глаза, уши, она скрипит на зубах.
При этом никто не давал гарантии, что вы вернетесь домой живым. Во время ливней с гор шел смертоносный сель, несчастный путник мог погибнуть под снежной лавиной или камнепадом. Опытные путешественники знали все гиблые места.
В 30-е годы советы столкнулись с проблемой: в плодородном Иссык-Кульском крае производили слишком много хлеба, кожи, шерсти. Вывезти излишки было невозможно: по извилистым дорогам машина не пройдет. По этой же причине не так просто было снабдить Иссык-Кульскую область топливом, построить там дома и заводы.
Дорогу из Бишкека до Рыбачьего начали строить в 1928 году. Это длилось долгих семь лет. Известный чехословацкий журналист Юлиус Фучик в 30-х годах несколько раз побывал в тех краях. Он удивился: до этого между горами едва ли проходила лошадь, а теперь могли разминуться грузовики!
Я будто попал в машину времени, как у Уэллса. Темпы работы в Киргизии опередили время! По плану дорогу должны были закончить к январю 1936 года, но она готова уже сейчас, в октябре 1935-го
писал Юлиус Фучик
Почему важно было строить дороги в Кыргызстане
С каждым годом машин в Кыргызстане становилось все больше. Дороги были жизненно необходимы молодой республике.
20 автомобилей - 1930 г.
200 автомобилей - 1935 г.
2400 автомобилей - 1946 г.
12000 автомобилей - 1951 г.
Сегодня каждая четвертая семья в КР владеет автомобилем
Одновременно с автомобильной трассой до Иссык-Куля стали прокладывать и железную. Она должна была в несколько раз удешевить перевозку товаров, по ней планировали переправлять лес, свинец и древесину.
В 30-х Аске Бошкоева была еще девчонкой. Она тоже приложила руку к этой железной дороге: возила грузы на бричке.
Мужа забрали на войну, а мы продолжали работать— история Аске
Нынешняя молодежь жалуется, что плохо живет, а ведь тогда было гораздо хуже. Много чего не хватало, досыта мы не ели. О такой технике, как сейчас, никто и не мечтал. Дали тебе в руки лопату или кетмень — все, работай.
На строительстве дороги вкалывали все, никто не отлынивал. Парни копали, а мы, девчонки, возили землю. Там были и кыргызы, и русские, и дунгане, и узбеки.
Аске Бошкоева
Потом за мной стал ухаживать парень, в 1937 году мы сыграли свадьбу. Достроить дорогу не успели — началась война. Мужчин забрали на фронт, и тогда мы, девушки, продолжили стройку.
Когда работа закончилась, нам сделали подарок: прокатили на поезде от Фрунзе до Иссык-Куля. Мы были так счастливы…
Из-за войны строительство дороги растянулось почти на 20 лет. Первые поезда пошли лишь в 1950-м.
В 30-х машины уже без помех добирались до главного озера страны, но у руководства СССР были более амбициозные планы. Властям не давала покоя "оголенная" граница республики с Китаем.
Проблему решили просто: постановили проложить "серьезную" дорогу до самой китайской границы. Со временем вдоль трассы появились деревеньки, военные базы. Отныне рубежи были на замке!
За 13 лет стройки трассы Бишкек — Нарын — Торугарт
539 километров - дороги проложили рабочие
20 мостов - возвели строители за 13 лет
900 000 кубометров земли - выкопали в только в Боомском ущелье. Они выглядят так:
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ТЭЦ Бишкека \\\\\\\\\\\\\\\\\Колесо обозрения\\\\\\\\\\\\\\\ТЦ "Бишкек парк"
Перевозка урана и засекреченный проект — как строили дорогу, объединившую страну
Граждане долго ждали строительства дороги, которая соединила бы Фрунзе и Ош. Из-за Великой Отечественной войны стройка завершилась лишь спустя 24 года. Если первые километры прокладывали кирками, то последние участки трассы возвели с помощью самой передовой техники того времени.
Современному человеку покажется странным набор наград для лучших работников: 5 охотничьих ружей, 3 самовара, 8 мужских костюмов, патефон и фотоаппарат.
Столь замысловатые подарки получили лучшие работники, прокладывавшие дорожное полотно от Бишкека до Оша. Это была воистину народная стройка!
Путь начали прокладывать по просьбам пастухов: перевал Тоо-Ашуу мешал добраться до богатых пастбищ Суусамырской долины.
Там, за этими горами, расстилалась сказочная долина Суусамыр — "жирная вода". Там травы сочные, как плод урюка; там на глазах тучнеют бараны и косяки кобылиц, дающих кумыс; там знойный день чередуется с живительной прохладой вечера; там неиспитые источники колхозного изобилия.
В 1940 году 18 тысяч кыргызстанцев устремились вверх, в горы. В руках у них были кирки и ломы. Работа шла и под палящим солнцем, и под дождем.
Вот подошел к горе человек. Он взмахнул киркой и ударил по каменному колоссу. К ногам упал осколок величиной со спичечную коробку. В то же время на протяжении всех четырнадцати километров махнули и ударили в скалы тысячи других кирок, ломов, клиньев. С грохотом покатились на дно ущелья стопудовые глыбы.
Мария Резникова знает истинную цену этой скорости. В те годы совсем юной Маше пришлось взять в руки инструмент.
Стояла по пояс в холодной воде — история Марии
Наша семья не бедствовала. Колоть гравий для дороги мы пошли добровольно, насильно нас никто не гнал. Перчаток почему-то не дали, и мама сшила нам рукавицы из брезента, ужасно неудобные. Но без них нельзя — как только я начинала работать голыми руками, они тут же оказывались в крови. Некоторые так и бегали с кровавыми ладошками.
Летом еще ничего, а к осени мы стали мерзнуть. Нас с другими детьми отправили копать торф на ближайшее болото, угля же тогда не было. Это очень тяжелая работа — мы стояли по пояс в воде и работали лопатами.
И все-таки тогда было хорошо, нас на стройке кормили досыта: варили гороховый суп, лапшу, иногда можно было полакомиться борщом. В летнее время работали до восьми, а зимой до шести.
В войну мы хлебнули горя. Брата убили под Сталинградом, отца забрали в трудовую армию, где морили голодом. Он приехал в июне с раком желудка, спустя полтора месяца мы его похоронили… Я же отправилась работать на завод.Мария Резникова
Еще в 40-х власти планировали проложить дорогу до Оша, чтобы соединить север и юг страны. До этого путь в южную столицу лежал через Ташкент, водителям приходилось преодолевать не одну сотню лишних километров. Однако начавшаяся война скорректировала планы советов. Про амбициозный проект вспомнили только в 1950 году.
Строительство трассы сразу засекретили — по этой дороге предполагалось возить радиоактивный уран из шахт до завода в Кара-Балте. Любая автоавария с таким грузом грозила очень серьезными последствиями, поэтому трассу решили сделать максимально безопасной.
Проложенная 15 лет назад дорога через перевал Тоо-Ашуу все-таки была для смельчаков: крутые спуски большую часть года были покрыты льдом, а если добавить к этому лавины… Выхода не было, нужно было ее переделать.
В 1957-м стройка века началась! Асад Гасанов прекрасно помнит то время. На стройку он попал тридцатилетним мужчиной.
С нами работали строители московского метро — история Асада
Так как это был очень большой проект, деньги выделили из бюджета СССР. Особенно дорого обошелся тоннель на перевале Тоо-Ашуу, однако именно он делал трассу безопаснее.
По первоначальному плану длина сооружения превышала 11 километров, но в Москве решили: слишком дорого. В итоге решено было увести под скалы 2,5 километра дороги. К работе привлекли инженеров, которые строили метро в Москве, и тысячи местных жителей.
Мы работали круглый год без перерывов. Снег только уберем, и все — можно трудиться дальше. Пахали дружно, всей страной: и колхозники, и работники заводов, и местная интеллигенция.
Настрой у нас был хороший, люди стабильно получали зарплату, нам выплачивали командировочные. Вдоль трассы стояли многочисленные столовые.Асад Гасанов
Стройка длилась 7 лет, и в 1964-м север соединили с югом страны. Многих наградили медалями, а кто-то даже заслужил орден.
Успехи строителей за эти годы:
594 километра дороги построили, 348 из них — на горных участках
97 мостов и 5 противолавинных галерей возвели строители
11 000 000 кубометров выкопанной земли
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ТЭЦ Бишкека\\\\\\\\\\\\\\\Колесо обозрения\\\\\\\\\\\ТЦ "Бишкек парк"
В 90-х редкий водитель отваживался проехать по этой дороге: распад Советского Союза и экономическое пике дали о себе знать. Трассу долгие годы никто не ремонтировал.
Страшно было заглохнуть на зимней безлюдной дороге. Бывали случаи, когда люди замерзали насмерть в остывших машинах.
Но опаснее всего были многочисленные аварии. Обычный пассажир старого УАЗика Таалайбек Ороскулов в тот осенний день 1993 года не подозревал, что трасса приготовила для него особый, коварный сюрприз…
Я пытался отыскать под грузом живого человека — рассказ Таалайбека Ороскулова
В тот день на перевале Тоо-Ашуу почти не было машин, поэтому я сразу обратил внимание на обогнавший нас автобус. Через несколько минут мы вновь увидели этот старенький ТАРЗ, но он уже беспомощно лежал на боку. Из салона раздавались крики. Нас, мужчин, в УАЗике было всего двое. Мы тут же выскочили и помчались на помощь.
Сначала пришлось выдавить стекло, чтобы подобраться к водителю. Его ранило осколками, он лежал без сознания. Потом вытащили девушку с грудным ребенком, женщину и старика. Все они ехали в Бишкек, чтобы продать товар: автобус был под завязку забит грузом.
Пассажиры в крови, у женщины к тому же сломана рука. К счастью, у водителя нашлась аптечка, и мы смогли перевязать пострадавших.
Вдруг девушка стала истошно кричать: "Муж! Там мой муж!". Но мы ведь больше никого не видели в салоне! Там остался только груз: советские кровати, тюки с орехами, сумки… Все было свалено в огромную кучу.
Мелькнула страшная догадка: неужели он под грузом? Мы с водителем бросились разгребать скарб, пытаясь отыскать несчастного. "Ай, вы мне масло разлили! Не швыряйте мой мед!" — причитал рядом старик. Боялся, что я попорчу его товар...
Наконец мы нашли мужчину. Нижняя часть его туловища была зажата автобусом. Мы выкинули из салона все тяжелое, соорудили рычаги из палок, чтобы поднять автобус. Женщины поднимали, а мы тянули пострадавшего к себе. В итоге его вытащили. Бедренные кости мужчины были раздроблены. Женщины поснимали с себя платки, чтобы перевязать раны, из подручных средств мы соорудили носилки.
Мужчина оказался везучим: в тот момент мимо проезжала "Волга". Пострадавший как раз поместился в нее в полный рост. Чтобы посадить остальных пассажиров в попутные машины, пришлось ждать до темноты — так редко они ездили.
Почему произошла авария? Тогда водители экономили как могли. Например, под горку они выключали зажигание, чтобы не расходовать бензин. В этом случае тормоза могут не сработать. Так произошло в этот раз: водитель не смог вписаться в крутой поворот.
Сейчас по трассе Бишкек — Ош проезжает свыше полумиллиона машин ежегодно
Главную трассу страны ремонтировали с 1996-го по 2007-й. Через год началась реконструкция дороги на Иссык-Куль. Кстати, ремонт дороги север-юг запомнился трагедией: 3 августа 2001 года пять человек погибли из-за пробки в тоннеле Тоо-Ашуу. Авария произошла из-за заглохшего внутри сооружения грузовика. Замкнутое пространство быстро наполнилось угарным газом.
Эта трагедия стала суровым уроком для строителей: специалисты компании Samsung улучшили вентиляционную систему и провели освещение внутри тоннеля, установили видеокамеры и противопожарную сигнализацию. Разумеется, строительство велось за счет международного кредита. Кстати, его мы до сих пор не выплатили…
Доктор исторических наук Асан Ормушев считает, что эти дороги — повод для гордости.
Их строили обычные крестьяне, пастухи, землепашцы кирками и ломами. Люди работали по 14-15 часов при нехватке техники, еды, одежды. Делали все, чтобы выполнить норму. Дороги построены благодаря сплоченности и преданности родине. Сейчас принято хвалить определенных людей, мол, благодаря им завершилась эта стройка. Но так делать нельзя, ведь наши дороги — достояние народа
Асан Ормушев
Впредь, проезжая вдоль отвесных скал, обязательно вспомните, какой ценой дались нашим отцам и дедам эти заветные километры.
Правила комментирования
comments powered by Disqus