90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Казахстан. «Опыт дурака»: стоит ли верить чиновникам на слово?

26.07.2019 11:30

Политика

Казахстан. «Опыт дурака»: стоит ли верить чиновникам на слово?

Наконец-то расставлены точки над i в вопросе, ответы на которые мы искали больше месяца, пытаясь свести концы с концами и понять, действительно ли власть предержащие намерены отправлять в отставку первых руководителей госорганов за коррупционные правонарушения их подчиненных. Точки-то расставлены, а вот осадок, как говорится, остался. Похоже, наши подозрения в том, что команда Алика Шпекбаева во всей этой истории пала жертвой самопиара - не просто подозрения. Но обо всем по порядку.

Дело ясное, что дело темное

Стоит в двух словах напомнить, о чем речь и причем тут глава антикоррупционной службы. Начиная с сентября прошлого года сотрудники тогда еще не реорганизованного Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции, которым руководил все тот же Алик Шпекбаев, уверяли нас, будто вышли в парламент с законодательной инициативой о введении персональной ответственности для чиновников, в том числе и высшего звена, за тот криминал со взятками, «откатами» и растратами, что творят их подчиненные.

Обещалось, что их постигнет самая страшная кара – отставка. Но когда уже мажилис в двух чтениях принял законопроект, в котором якобы была закреплена соответствующая норма, вдруг обнаружилось, что в его тексте ничего подобного даже близко нет. А тут еще «масла в огонь подлил» глава государства. Своим указом «О мерах по реализации предвыборной программы президента Республики Казахстан «Благополучие для всех!

Преемственность. Справедливость. Прогресс» и предложений, полученных в ходе общенациональной акции «Бірге» Касым-Жомарт Токаев утвердил план действий, одним из пунктов которого значится «законодательное закрепление персональной ответственности политических государственных служащих за совершение коррупционных преступлений подчиненными» со сроком исполнения в декабре 2019 года.

Как ни крути, а получалось, что депутаты если что-то и приняли, то совсем не то, о чем вещали подчиненные Шпекбаева (с подробностями этой истории можно ознакомиться в публикациях «Правила вождения за нос: чиновники и депутаты целый год расхваливали то, чего нет?», «Зачем команда Алика Шпекбаева занимается профанацией и показухой?» и «Сколько можно наступать на грабли имени Тамары Дуйсеновой?» на нашем сайте).

Из официальных ответов, присланных депутатами и Агентством по делам госслужбы, которое отпочковалось от канувшего в Лету АДГСПК, удалось выяснить, что, оказывается, существуют два законопроекта с одинаковым названием «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции», разработанных почти одновременно, с разницей в несколько месяцев.

Один – плод творчества АДГСПК, другой – исключительная заслуга депутатского корпуса. Текст первого находится в свободном доступе, но в нем нет ни слова о персональной ответственности руководителей, а уж тем более о потенциальных отставках. Есть ли такая норма в тексте второго? Неизвестно. По сути, он пока «засекречен». Как нам объяснили, мажилисмены не обязаны раскрывать карты раньше времени и делать достоянием общественности свои наработки, пока им не поставят высокую оценку «старшие товарищи» из сената.

И вот - новые подробности.

Нам отвечают

На этой неделе мы наконец-то получили долгожданный ответ Агентства РК по противодействию коррупции. Как и следовало ожидать, «сам» ставить подпись под ним не стал, передоверив такую честь своему первому заместителю - Олжасу Бектенову. Но тем интереснее, ведь именно с его легкой руки широко разрекламированная поправка превратилась в самый настоящий детектив. Но прежде чем что-то говорить, предлагаем ознакомиться с текстом ответа (его мы по традиции публикуем полностью, дабы не быть обвиненными в неверной трактовки его сути):

 «Касательно законодательного закрепления ответственности первых руководителей государственных органов за совершение коррупционных правонарушений подчиненными, дополнительно сообщаем следующее:

Данные нормы содержатся в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции», разработанном в порядке депутатской инициативы. В настоящее время законопроект одобрен Мажилисом в двух чтениях (20 февраля т.г., 19 июня т.г.) и направлен на рассмотрение в Сенат Парламента.

При этом, Закон «О правовых актах» не содержит требования по опубликованию на портале открытых НПА законопроектов, разработанных в порядке депутатской инициативы.

Законопроектом предусмотрены поправки в Законы «О противодействии коррупции» и «О государственной службе Республики Казахстан».

В частности, предполагается дополнить статью 22 Закона «О противодействии коррупции» новым пунктом 1-1 следующего содержания:

«1-1. Руководители государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений подчиненными сотрудниками.».

В Законе Республики Казахстан «О государственной службе Республики Казахстан» вводится новая обязанность государственных служащих предупреждать коррупционные правонарушения со стороны подчиненных государственных служащих (часть первая статьи 10 дополняется новым подпунктом 13-1).

Кроме того, в этом же законе планируется ввести новый вид ответственности государственных служащих, дополнив статью 43 пунктом 4 следующего содержания:

«4. Государственные служащие, занимающие руководящие должности, в том числе первые руководители государственных органов, несут в соответствии с законом дисциплинарную ответственность за совершение их непосредственными подчиненными коррупционных правонарушений при совокупности следующих условий:

1)установление связи между коррупционным правонарушением, совершенным подчиненным, и вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей по предупреждению совершения коррупционных правонарушений;

2) наличие в отношении подчиненного вступившего в законную силу судебного акта о привлечении к административной или уголовной ответственности за коррупционное правонарушение либо освобождения от уголовной ответственности за совершение коррупционного преступления на основании пунктов 3),4),9),10), и 12)части первой статьи 35 или статьи 36 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан.

По решению Президента Республики Казахстан дисциплинарная ответственность назначаемых им политических государственных служащих может рассматриваться Комиссией при Президенте Республики Казахстан по вопросам противодействия коррупции.

Также, в целях уточнения круга непосредственных подчиненных, вводится понятие непосредственный руководитель государственно служащего (в статье 1 вводится дополнительный подпункт 13-1):

«13-1) непосредственный руководитель государственного служащего – вышестоящее по государственной должности лицо по отношению к которому государственный служащий находится в прямом подчинении в соответствии с его должностной инструкцией;».

Наряду с этим обращаем внимание, что в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства на 2019 год Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы и противодействия коррупции». При этом срок его внесения в Правительство определен на сентябрь т.г., в Парламент – ноябрь т.г.

Предусмотренные законопроектом поправки направлены на дальнейшее совершенствовании сфер государственной службы и противодействия коррупции, в том числе в соответствии с международными стандартами.

Данный законопроект размещен на интернет-портале открытых нормативных правовых актов в разделе «Архив НПА».

Точки над i расставлены?

Мы благодарны Олжасу Абаевичу за столь подробный ответ, поскольку многое в истории с «пропавшей поправкой» теперь стало проясняться. Например, то, что антикоррупционщики, скорее всего, умело разыграли свою собственную партию на депутатском поле. Пока мажилисмены помалкивали и тихой сапой корпели над границами дисциплинарной ответственности для первых руководителей госорганов, сотрудники агентства устроили громкую пиар-акцию вокруг новшества, которое в депутатском законопроекте, возможно, вовсе и не планировалось. Иную оценку дать сложно.

Судя по ответу Олжаса Бектенова, в варианте, подготовленном мажилисменами, действительно предусмотрена ответственность первых руководителей за коррупционные правонарушения их подчиненных, но это необязательно отставка. Под дисциплинарной ответственностью могут подразумеваться и выговор, и строгий выговор, и предупреждение, и еще много чего.

Да и не было у депутатов намерения «прижать к ногтю» министров и акимов, раз в их варианте законопроекта такой исход возможен только в том случае, если топ-менеджер центрального или регионального уровня попадает в поле зрения комиссии по вопросам противодействия коррупции при президенте РК. Но ведь Олжас Бектенов осенью прошлого года говорил совсем не о том, что одобрили и направили в сенат на утверждение депутаты мажилиса.

Вот как цитирует его «Уральская неделя»: «С учётом международного опыта видится целесообразным введение ответственности руководителя в случае совершения подчинённым коррупционного правонарушения. Тут два аспекта: во-первых, ответственность политических госслужащих в виде подачи в отставку в случае совершения коррупционного правонарушения подчинёнными, которых назначил этот политический служащий, но после вступления в силу обвинительного приговора суда.

Во-вторых, дисциплинарная ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения сотрудниками, находящимися в непосредственной подчинённости. Имеются в виду административные госслужащие: директор департамента, руководитель управления, отдела. Если совершает подчиненный, то руководитель будет нести дисциплинарную ответственность».

Получается, просто фантазировал? Или умышленно выдавал желаемое за действительное? Но как тогда быть с его заявлениями о «заходе» с такими инициативами в парламент? Сайт телеканала КТК приводит прямую речь Олжаса Абаевича, который ясно дает понять, что это уже свершившийся факт: «…Сейчас мы уже зашли в парламент с поправками об установлении персональной ответственности руководителей в случае привлечения за коррупцию его подчинённых. Если касается политических государственных служащих, речь идёт о политической ответственности - обязанности подать в отставку».

Мы уже высказывали сомнения в том, что с такой инициативой ведомство, которому служит Олжас Абаевич, могло зайти в депутатский законопроект. Что же касается законопроекта, разработанного АДГСПК, то в нем, повторимся, нет даже намека на то, о чем говорит господин Бектенов. Да и в парламенте он окажется, как сообщается в приведенном выше ответе, только в ноябре текущего года. Сложив дважды два, получим искомый результат: никто ни с какими поправками в мажилис не заходил и на полном серьезе не планировал довести до цугундера политических госслужащих. Но вот вопрос: зачем антикоррупционщикам нужно было наводить тень на плетень?

У нас только один вариант ответа: вывести таким образом себя из-под удара. К тому времени, как Олжас Бектенов начал произносить свои пламенные речи, Елбасы уже несколько раз требовал от его шефа законодательно закрепить возможность отставки политических госслужащих, недоглядевших за своими подчиненными. И в данном случае попытка «взять языка» вполне логична, так как демонстрирует бурную активность. Хотя мы, конечно, можем ошибаться. Но как бы то ни было, теперь одна надежда на принципиальность Касым-Жомарта Токаева, который поручил довести дело, начатое его предшественником, до конца.

А пока же министры и акимы могут спать спокойно – депутатский законопроект никак не надавит на их инстинкт самосохранения. И тем более ничем им не грозят упражнения антикоррупционщиков в словесной схоластике…

 

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

26.07.2019 11:30

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black
58,5%

населения Таджикистана имеет доступ к питьевой воде

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30