Уже несколько лет регулярно в информационном поле появляются новости о присоединении Узбекистана в том или ином формате к ЕАЭС.
Заявление спикера Совета Федерации РФ Валентины МАТВИЕНКО от 2 октября текущего года, находившейся с визитом в Ташкенте, о проработке Узбекистаном вопроса присоединения к Евразийскому экономическому союзу, вызвало новую волну активного обсуждения.
Интерес Узбекистана к ЕАЭС
После прихода в 2016 году к власти нового президента Шавката МИРЗИЁЕВА узбекистанская внешняя политика стала более активной по отношению к соседям по постсоветскому пространству.
В феврале 2018 года узбекистанский аналитик Бахтиёр ЭРГАШЕВ отмечал: «… Узбекистан не планирует участвовать в ЕАЭС в среднесрочной перспективе.
При этом есть понимание того, что с точки зрения экономической целесообразности участие в ЕАЭС является выгодным для узбекского бизнеса. В случае вхождения Узбекистана в ЕАЭС узбекские производители получат равноправный доступ к рынку стран ЕАЭС (прежде всего РФ и РК), будут созданы равные условия для трудовых мигрантов и получен доступ к российским инвестиционным ресурсам и технологиям.
Узбекистан уже сегодня испытывает определённые проблемы при экспорте в страны ЕАЭС своей продукции. Самый яркий пример — легковые автомобили, производимые в Узбекистане. В результате ограничений на экспорт узбекских легковых автомобилей в рамках ЕАЭС, где в их отношении действуют серьёзные ограничительные меры, связанные с уровнем локализации производства легковых автомобилей, в 2016 году произошёл обвал экспортных поставок в РФ и РК.»
В настоящее время у Узбекистана есть несколько объективных и важных причин для развития тесных отношений с ЕАЭС:
- Необходимость улучшения текущего положения узбекистанских трудовых мигрантов в России, чьи переводы на родину важны для их семей и экономики страны в целом.
- В текущих условиях только Россия, которая является ядром ЕАЭС, может предложить Узбекистану крупные инвестиции и современные технологии, которые критически важны для проведения индустриализации страны. Крупные инвестиции Узбекистан может получить и у Китая на китайских условиях, но такой вариант не вызывает восторга у узбекистанской элиты, которая видит негативные последствия проведения подобной политики на примере своих соседей – Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана. Других крупных инвесторов нет.
- Для дальнейшего развития узбекистанской промышленности требуется доступ к крупным рынкам. Рынок стран ЕАЭС с общим населением чуть более 180 млн человек вполне для этого подходит, а рынки других крупных стран и регионов по разным причинам малодоступны.
- При развитии отношений с ЕАЭС Узбекистан сможет больше зарабатывать на транзите через свою территорию различных грузов, которые ввозятся или вывозятся в страны ЕАЭС.
- Часть центральноазиатских соседей Узбекистана уже давно входят в состав ЕАЭС (Казахстана и Кыргызстан).
Интерес ЕАЭС к Узбекистану
У стран ЕАЭС есть свои объективные причины для расширения связей с Узбекистаном.
Во-первых, Узбекистан обладает большим населением (более 33 млн человек) и крупной развитой экономикой (в 2018 году ВВП составил 48,6 млрд долларов США), что делает его интересным экономическим партнером и перспективным кандидатом в ЕАЭС.
Во-вторых, его присоединение к ЕАЭС заметно усиливает экономический и политический потенциал объединения.
В-третьих, Узбекистан обладает развитой транзитной инфраструктурой, что можно использовать для развития транзита по разным направлениям в общих интересах.
В-четвертых, Узбекистан является важным экономическим партнером почти для всех стран ЕАЭС, поэтому развитие связей с ним встретит поддержку у политических классов стран ЕАЭС.
В-пятых, в случае успешного развития отношений Узбекистана и ЕАЭС у Таджикистана появятся новые веские мотивы присоединиться к евразийской интеграции.
В силу перечисленного для стран ЕАЭС будет интересна любая форма развития отношений с Узбекистаном: зона свободной торговли, статус страны-наблюдателя, полноправное членство в экономическом союзе.
Последствия присоединения Узбекистана к ЕАЭС для Казахстана и Кыргызстана
Для Казахстана и Кыргызстана Узбекистан является одним из важнейших экономических партнеров и соседей, поэтому дальнейшее развитие связей с ним включает в себя и плюсы, и минусы для обеих республик.
В обеих странах есть опасения по поводу возможных последствий вступления Узбекистана в ЕАЭС. Например, казахстанский аналитик Газиз АБИШЕВ пишет: «… Как известно, ЕАЭС – это «четыре свободы»: свобода передвижения товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Если с капиталом мы ещё как-то справимся, то в товарах народного потребления, услугах и особенно в рабочей силе Узбекистан может нас сильно потеснить и занять большинство существующих ниш. И сделать Казахстан почти ничего не сможет, будучи связан нормами Евразийского Договора.
Впрочем, остается одна, исчезающе маленькая вероятность, что происходящее заставит государство всерьёз взяться за кардинальное улучшение бизнес-климата в Казахстане, при котором поддержкой местного предпринимательства будут заниматься не на бумаге, но на деле, а чиновников, прессингующих непослушных коммерсов, будут наказывать по всей строгости закона».
Долгий путь к реальной интеграции постсоветского пространства
В условиях новой холодной войны и регионализации мировых процессов сближение Узбекистана и стран ЕАЭС вполне закономерно и взаимовыгодно. Этому процессу будут способствовать и принадлежность к общему цивилизационному пространству, и наличие взаимовыгодных связей.
Развитие отношений Узбекистана и стран ЕАЭС – это многослойный и долгосрочный процесс, который будет включать в себя множество противоречий и возможностей. Главное, чтобы все стороны последовательно решали возникающие вопросы и учитывали интересы друг друга и мнение своих обществ. Возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС станет новым важным этапом в реальном развитии евразийской интеграции и его стран-участниц.
Правила комментирования
comments powered by Disqus