Саммит в Ташкенте и роль экс-президента
Бывший дипломат Казбек Бейсебаев говорит, что участие Нурсултана Назарбаева во встречах с зарубежными лидерами вызывает закономерные вопросы — о сегодняшней роли и статусе экс-президента и его взаимодействии с правительством, — ответов на которые нет.
Касым-Жомарт в Нур-Султане, Нурсултан — в Ташкенте
Еще вчера нынешнего и бывшего президентов Казахстана отделяло несколько сотен километров. Касым-Жомарт Токаев 28 ноября находился в столице Кыргызстана, а его предшественник Нурсултан Назарбаев прибыл с визитом в Ташкент.
Но сегодня расстояние между ними значительно увеличилось. Борт президента Казахстана взял курс на север — Токаев вернулся на родину (и провел встречу в Нур-Султане с представителями французского бизнеса), — а Назарбаев представлял Казахстан на саммите глав государств Центральной Азии. Встреча в столице Узбекистана собрала действующих президентов четырех стран региона и одного бывшего президента. В сообщениях официальных узбекских СМИ Назарбаев указан как «первый президент Республики Казахстан — елбасы».
Назарбаев, встреченный в аэропорту премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым и удостоенный в Ташкенте высокого приема, получил еще одно почетное звание — председателя Консультативной встречи глав государств Центральной Азии. Ровно полгода назад Назарбаева сделали почетным председателем Евразийского экономического союза (интеграционного объединения, в котором доминирует Россия и в которое входят еще Армения, Беларусь и Кыргызстан). На родине Назарбаеву буквально сразу после отставки в марте с поста президента по инициативе его ставленника Токаева присвоили статус «почетного сенатора». Подтверждающие этот статус удостоверение и нагрудный знак Назарбаев получил в июне из рук своей дочери, которая возглавляет верхнюю палату парламента.
Несмотря на сложение полномочий, Назарбаев активно присутствует в политической жизни страны. 79-летний экс-президент является пожизненным председателем Совета безопасности Казахстана — конституционного органа, с которым президент согласовывает назначения на ключевые посты в государстве. Он — председатель доминирующей на политическом поле партии «Нур Отан» и пожизненный глава Ассамблеи народа Казахстана, которая объединяет различные этнокультурные центры и избирает девять депутатов нижней палаты парламента. Назарбаев, несмотря на отставку, принимает в своей канцелярии высокопоставленных чиновников, проводит заседания совета по управлению фондом «Самрук-Казына», который объединяет все национальные компании.
Активность Назарбаев проявляет и во внешней политике, совершая зарубежные визиты, во время которых его сопровождают правительственные чиновники. В середине октября Назарбаев принял участие в саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств в столице Азербайджана. 21 октября Назарбаев присутствовал на коронации императора Японии Нарухито. Во время визита в Японию он встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и, по сообщениям, предложил ему организовать встречу с российским лидером Владимиром Путиным на территории Казахстана для обсуждения урегулирования конфликта в Донбассе (где войска Киева с 2014 года противостоят поддерживаемым Москвой сепаратистам). Инициатива не нашла поддержки: и в России, и в Украине ее встретили прохладно.
«Это нелогично»
О чем говорит участие Назарбаева в официальных встречах с главами других государств? Почему на саммит в Ташкент поехал не Токаев, а Назарбаев? Какие сигналы подает Назарбаев окружению и внешнему миру, совершая визиты как лицо, представляющее Казахстан? Азаттык поговорил с бывшим дипломатом Казбеком Бейсебаевым.
Казбек Бейсебаев: Согласно Конституции Казахстана, высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства, является только один человек — это глава государства, президент Казахстана. Вопросами внешней политики по поручению президента может заниматься только министерство иностранных дел.
Участие председателя Совета безопасности страны Назарбаева во встрече глав государств Центральной Азии — непонятная ситуация. К тому же при Назарбаеве присутствует министр иностранных дел. Это говорит о том, что министерство иностранных дел Казахстана воспринимает Назарбаева как президента. Узбекистан встречает его на соответствующем уровне, по протоколу, и направляет в аэропорт премьер-министра.
- Почему президент Казахстана Токаев не поехал в Ташкент? Незадолго до этого он был с визитом в Бишкеке. Министр иностранных дел, сопровождавший Токаева в Бишкеке, поехал затем в Ташкент к Назарбаеву.
Казбек Бейсебаев: Мне это совершенно непонятно, это нелогично. Токаев сам является профессиональным дипломатом и хорошо знает эти тонкости.
- При обсуждении протокола министерство иностранных дел Казахстана согласовывает с узбекской стороной, на каком уровне следует встретить высокопоставленное лицо?
Казбек Бейсебаев: Конечно, всё это согласовывается заранее. Предварительно оговаривается, на каком транспорте встретят, выставлять почетный караул или нет, будут ли девушки с хлебом и другое.
- Это не первый зарубежный визит Назарбаева после ухода с поста президента. Он ведь побывал до этого с визитом в Китае, Японии.
Казбек Бейсебаев: То были другие случаи. Во-первых, на момент визита в Китай Назарбаев только покинул свой президентский пост. Китай, с которым на протяжении многих лет Назарбаев поддерживал отношения, пригласил его как почетного гостя, хотя на тот момент он уже не являлся президентом. К тому же зарубежные визиты согласовываются за несколько месяцев, утверждаются соответствующие протоколы. В Японию он отправился для участия в церемонии интронизации. Присутствие президента там необязательно.
- Во время визита в Японию его тоже сопровождал министр иностранных дел...
Казбек Бейсебаев: Да, но это другой вопрос. Если бы министр иностранных дел не сопровождал Назарбаева, то никаких вопросов не возникло бы. А так это еще раз продемонстрировало, что министерство иностранных дел считает президентом Назарбаева. Поскольку министр иностранных дел был рядом с Назарбаевым, то речи Назарбаева в Японии, получается, выражают внешнюю политику и позицию Казахстана. В рамках этого визита он встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и сказал, что Казахстан признаёт территориальную целостность Украины. Вместе с тем поднял инициативу о проведении переговоров между Зеленским и Путиным в Казахстане. В международной дипломатической практике такого рода заявления воспринимаются не как частная инициатива Назарбаева, а как позиция и инициатива Казахстана. Потому что рядом с Назарбаевым находился министр иностранных дел.
- Возможно, закон «О первом президенте Казахстана — елбасы» дает Нурсултану Назарбаеву такие полномочия?
Казбек Бейсебаев: Таких полномочий нет. Совет безопасности не может заниматься вопросами внешней политики напрямую.
- Как за границей могут воспринять совершение визитов и Назарбаевым, и Токаевым?
Казбек Бейсебаев: Схожая ситуация была после смерти Сталина. Тогда Георгий Маленков возглавил правительство, а Хрущев стал первым секретарем Компартии. Между ними происходила борьба. И когда оба поехали в Дели, в Индии не знали, кого из них принимать в качестве первого лица. После должности объединили. Сейчас непонятно, кого именно министерство иностранных дел Казахстана представляет за границей как первое лицо. Судя по визиту в Ташкент, первое лицо — Назарбаев. Внутри страны позволительны споры о существовании двоевластия. Но за границей сразу определяют, с кем им вести переговоры и кто является первым лицом.
- Нурсултан Назарбаев вмешивается и в вопросы внутренней политики. Недавно он принял председателя Верховного суда.
Казбек Бейсебаев: Председатель Верховного суда не имеет отношения к Совету безопасности. Назарбаев не может давать ему поручения. Это один из непонятных моментов на сегодняшний день. Государственные органы не знают, кому подчиняться. Назарбаев пригласил глав регионов. Допустим, он пригласил их в качестве руководителей областных филиалов партии «Нур Отан» и дал им поручения. А министры? Не все входят в состав Совета безопасности.
Назарбаев сам неоднократно говорил, что «у нас нет двоевластия» и что главой государства является Касым-Жомарт Токаев, призывал «консолидироваться» вокруг него. Но на деле Назарбаев себе противоречит. Сейчас усиливаются сомнения не вокруг наличия или отсутствия двоевластия, а вокруг того, что власть по-прежнему остается в руках Назарбаева. Если бы не визит Назарбаева в Ташкент, я бы говорил иначе, но этот визит представляет всё в ином свете.
- Есть информация, что Нурсултан Назарбаев не передал Касым-Жомарту Токаеву президентский самолет. Он должен был передать?
Казбек Бейсебаев: Президентский самолет неофициально считается «бортом № 1». Однако своим первым постановлением на посту президента Токаев сохранил за Назарбаевым инфраструктуру, закрепленную за первым президентом. Поэтому этот вопрос, возможно, был согласован заранее. Но самолет, надо заметить, — не автомобиль.
- У Касым-Жомарта Токаева есть возможности провести реформы в Казахстане?
Казбек Бейсебаев: Если Токаев хочет провести реформы, то он должен взять всю власть в свои руки. Только после этого он сможет реализовать задуманные реформы.
Правила комментирования
comments powered by Disqus