Когда Дуся Пасько снижала свой легкокрылый биплан, чтобы бомбить фашистов, она знала, что защищает и родную Липенку, родной Иссык-Куль, и совершила она 780 боевых вылетов в битвах за Кавказ, Керчь, Кубань, Севастополь, Беларусь и многих других сражениях. 26 октября 1944 года ей присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Есть хорошая традиция на Иссык-Куле — и на северном берегу, и на южном — сажать аллеи, тополиные и берёзовые. Одну из них, уходящую белоснежными стволами красавиц-берёз в бесконечное иссык-кульское небо, посадили ещё в 1970-е годы ученики средней школы имени Т. Шевченко села Липенка Джети-Огузского района в память об односельчанах, погибших в Великой Отечественной войне… Аллея тянется вдоль школьного сада, переходит в сосны, высаженные у двухэтажного белёного клуба ещё советской постройки, и завершается обелиском в форме морского якоря, перед которым горит Вечный огонь в память обо всех советских воинах, погибших в войне. Джети-огузская земля вырастила 8 героев Советского Союза и 5 героев Социалистического Труда!
В школьном дворе появился обелиск: с чёрного мрамора смотрит на фамилии своих пятерых братьев Дуся Пасько. Позади мемориала с их именами — развалины старой школы. В ней и училась Дуся Пасько. Дусе, в отличие от старших братьев, повезло, несмотря на то, что она прошла, вернее, пролетала, почти всю войну. Ангелы небесные хранили хрупкую девушку с глазами, вобравшими иссык-кульскую синеву.
Её По-2 из каждого боевого вылета возвращался домой, как называли лётчики родной авиаполк. Хотя каждый раз рисковал быть подсечённым кинжальным светом вражеских прожекторов и подбитым зенитчиками. Евдокия Пасько воевала штурманом эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознамённого ордена Суворова авиационного полка — того самого легендарного полка, известного всем нам как «Ночные ведьмы».
Это один из трёх женских авиаполков, сформированных осенью 1941 года Мариной Расковой. «Ночные ведьмы» летали на двухместных бипланах конструктора Поликарпова, с началом войны приспособленных под лёгкие ночные бомбардировщики, знакомые нам по фильму «Небесный тихоход». Бипланы обладали рядом преимуществ по сравнению с тяжёлыми бомбардировщиками. Могли садиться и взлетать с малых аэродромов и даже неподготовленных площадок — что называется, с подскока, совершать полёты на самой малой высоте и оставаться незамеченными фашистскими зенитчиками.
Немцы зачастую спохватывались, когда уже сбрасывались бомбы, за то и прозвали девушек «ночными ведьмами». Но зато деревянный, обшитый фанерой биплан («рус-фанер») легко мог превратиться в горящий факел. И, кроме того, экипажи в открытых кабинах были совершенно не защищены от пуль и снарядов. Дуся Пасько попала в женский ночной бомбардировочный полк благодаря своему маленькому росту, характеру и математическим способностям: ведь штурману следовало обеспечивать выведение биплана на цель, производить расчёты и точно сбрасывать бомбы.
С мехмата МГУ, третий курс которого Евдокия успела окончить к началу войны, в полк Марины Расковой отобрали девять девушек. Пять из них, и в том числе Дуся, позже стали героями Советского Союза. Иссык-кульская девушка не только бомбила фашистские аэродромы, склады с горючим и боеприпасами, автоколонны, прожектора и речные переправы, но и под шквальным зенитным огнём доставляла нашим окружённым бойцам боеприпасы, продукты и медикаменты.
Если немцы называли их ведьмами, то наши — небесными ангелами, а французские пилоты полка «Нормандия — Неман» — прелестными колдуньями. К сентябрю 1944 года гвардии старший лейтенант Е. Пасько совершила 780 боевых вылетов. 26 октября того же года ей присвоили звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Спустя многие годы после войны Евдокия Борисовна в интервью московской газете вспомнила эпизод: как-то под новый, 1944-й год, отправляясь на боевое задание вместе с Ниной Поздняковой, она загадала: «Знаешь, Нина, если нас сегодня не собьют, проживём с тобой до 100 лет. Согласна?» Подруга, конечно, ответила «Да». Евдокия Борисовна и в самом деле прожила долгую жизнь: 98 лет — и за себя, и за братьев. Дуся Пасько родилась в Липенке в многодетной крестьянской семье; школа в деревне тогда была семилетней, поэтому, отучившись в ней, девчушка продолжила учёбу в одной из средних школ Пржевальска и, получив аттестат, отправилась в столицу большой страны, чтобы осуществить мечту — поступить в МГУ.
Обелиск, установленный во дворе школы имени Шевченко появился по инициативе районного акима Мурата Раматова и его заместителя по социальным вопросам Венеры Бейшебаевой — тоже людей из гагаринской эпохи. Средства на изготовление выделил Липенский айыл окмоту. Его глава Урмат Докоев из той же эпохи. Упорство учительского коллектива дало результаты. Надо было видеть, сколько народа пришло на открытие обелиска.
Сейчас в селе никто, наверное, и не сомневается в необходимости увековечения памяти Евдокии Борисовны Пасько. Об этом говорил и огромный баннер, встречавший всех гостей на улице, прилегающей к школе. С него смотрела из далёкого и такого близкого 1945 года на родную Липенку девушка с Золотой Звездой и с глазами, синими, как иссык-кульская волна. Покидая Липенку, чтобы продолжить учёбу в Пржевальске, а потом в Москве, она тогда и думать не думала, что её портрет поднимут на такую высоту. Но тогда ведь никто и не знал, что будет война.
Нужно знать о подвигах наших земляков, это нужно знать и детям, что среди лётчиц легендарного ночного авиаполка, громившего фашистов, была и девушка с берегов Иссык-Куля!
Правила комментирования
comments powered by Disqus