Сегодня принято кричать о том, что надо дать дорогу молодым, чтобы они пришли во власть и, в частности в парламент, и чудесным образом изменили страну.
К слову, в политике понятие «молодой» весьма условно. Формально молодым считается политик до 35 лет. В Жогорку Кенеше VI созыва таковых более 10 процентов при рекомендованной норме в 15 процентов.
Но молодым политиком называют многие и того же Омурбека Бабанова, хотя в мае этого года ему исполнится 50 лет.
Вообще приход молодого поколения политиков неизбежен и выступает своеобразным средством воспроизводства и преемственности социальной структуры общества. Это естественный процесс и задача, чтобы молодых привлекали в политику не только из-за возраста. Необходимо создать условия, чтобы молодежь, та, которой до 30, имела возможность набираться опыта, делать карьеру, проходить обучение.
В нашем же случае актуализация темы молодежи демонстрирует, насколько высок в социуме запрос на перемены, изменения, обновление. Общество пока не может четко сформулировать, чего оно хочет, но точно знает, что не хочет, чтобы оставалось, как сейчас.
И интуитивно связывает изменения с приходом молодежи, например, в парламент. Но, к сожалению, одно от другого зависит мало. Молодость, это еще не есть знак качества. Если брать два последних созыва, то там было и есть немало молодых политиков, подававших надежды, но так и не ставших пока яркими политическими звездами.
К сожалению, партии в Кыргызстане не являются институцией по воспроизводству новой политической элиты. Потому что и партиями, как таковыми, не являются. Скорее, бизнес-проектом, временной общностью людей, объединенных с одной единственной целью — пройти в парламент.
Но тем не менее рекрутеры от партий уже начали подбирать подходящих молодых по возрасту кандидатов, чтобы запихнуть их в партийный список и тем самым продемонстрировать избирателям свою приверженность курсу на обновление.
По гуляющей в политических кулуарах информации ставку на молодежь «Белый дом» поручил сделать партии «Мекеним Кыргызстан». У этой партии, подбирающейся к власти номинально, через представленность в Бишкекском и Ошском горкенешах, а в реальности через связь с властью, довольно сильное молодежное крыло.
Остальные, скорее всего, будут искать молодежь для своих списков среди популярных блогеров, журналистов, артистов и других. Главным критерием будет не образованность, видение дальнейшего развития страны, идеи, а узнаваемость и протекция. Платить за них будут спонсоры партий или из общей кассы. Так что, потенциальным политикам будущего переживать, где взять деньги для оплаты места в списке, не придется. «Большие дяди» все сделают за них.
И нет никаких сомнений, что после выборов-2020 в очередной раз встанет вопрос о необходимости создания механизмов для воспитания новой управленческой и политической элиты.
Правила комментирования
comments powered by Disqus