Неумолимое время всё дальше и дальше отдаляет от нас май 1945 года. История наших дедов и прадедов, переживших ту войну, напоминает какими нечеловеческими усилиями досталась Победа. Она вершилась не только на полях сражений, но и в глубоком тылу, где, заменив ушедших на фронт мужчин, самоотверженно трудились женщины, старики и дети.
Гульдане Абадановой из села Чон-Арык пошёл уже 97-й год, но ясная память до мелочей сохранила все эпизоды богатого жизненного пути, особенно времён военного лихолетья. Когда началась война, она работала учителем младших классов в сельской школе и возглавляла комсомольскую организацию колхоза. Вспоминает, как вместе с учениками 1-3-х классов день и ночь работала на полях, косила сено, собирала колоски, на току вручную молотила зерно, потому что машины для этого тогда были большой редкостью, и копала торф в Чон-Таше.
А ещё ходила с детьми по домам, собирала валенки, полушубки, посуду для отправки в действующую армию, по вечерам вязала тёплые носки, варежки и перчатки для бойцов Красной армии, несколько таких посылок отправила лично морякам Кронштадта. «Когда в село начали приходить первые похоронки, — говорит она, — сельчане окружили заботой, теплом и вниманием вдов и осиротевших матерей, помогали им, чем могли, и всячески поддерживали, хотя сами испытывали трудности и жили бедно, отдавая всё фронту».
Особое место в судьбе нашей героини занимает участие в строительстве Большого Чуйского канала, в стройке века, как тогда её называли. Старшее поколение кыргызстанцев хорошо знает историю канала, какую роль он играет в ирригационной системе страны и какой ценой построен, чего не скажешь о современной молодёжи. Нелишне будет напомнить, что строить его начали в 1940 году для орошения засушливых земель Чуйской долины, но потом из-за нехватки средств работа заглохла.
Возобновилась стройка 10 мая 1941 года, за полтора месяца до начала войны, когда стало очевидным, что она неизбежна. По замыслу руководства СССР поливные земли должны были обеспечивать Красную армию овощами, фруктами и другой сельскохозяйственной продукцией, а также строить на них промышленные предприятия, работающие на оборонку. Будущее 80-километровое русло БЧК до границы с Казахстаном было поделено на 12 участков, на которых трудились рабочие, колхозники, интеллигенция, служащие, студенты и школьники со всех концов республики.
Как писала в 1942 году газета «Советская Киргизия»: «Канал возводит вся страна. В тяжелейших условиях люди работают с небывалым энтузиазмом, трудовым подъёмом и патриотизмом. В наших городах, сёлах, кыштаках и аилах строительство БЧК справедливо называют великой народной стройкой, завершение которой станет ещё одним мощным ударом по Гитлеру и его банде».
Комсомольской бригаде Гульданы Абадановой достался болотистый участок около Токмака. Люди работали по колено в вязкой жиже, вспоминает она, копали вручную, техники не было, только кирки, лопаты, ломы и гужевой транспорт. Землю выносили носилками и грузили на подводы. Работы не прекращались даже в сильные морозы, зимой жили в палатках, летом под камышовыми навесами. За 2-3 часа брезентовые рукавицы превращались в тряпку, а ладони покрывались мозолями. В конце рабочего дня, поздним вечером, прораб измерял объём проделанных работ и выдавал каждому талон на 300 граммов хлеба.
«Питались очень скудно, — вспоминает Гульдана апа, — были случаи, когда люди умирали от упадка сил и голода, но никто не роптал, понимая, что в первую очередь страна должна накормить бойцов Красной армии, сражавшихся на фронте. В редкие минуты отдыха молодёжь устраивала танцы под патефон. Сама удивлялась, что после бесчисленного количества носилок с землёй оставались ещё силы на польку или вальс.
Только потом узнала, что в строительстве БЧК принимало участие более 30 тысяч моих соотечественников, проявивших мужество и стойкость, совершивших настоящий трудовой подвиг в глубоком тылу во имя Победы. И в том числе мои подруги по селу Н. Праздникова, О. Заковоряжина, А. Султаналиева и другие, которые, к сожалению, уже ушли из жизни. Вечная им память!»
После войны Гульдана апа работала учителем, бухгалтером колхоза, заведующей детским садом, и ей всегда помогали закалка и целеустремлённость, приобретённые на строительстве Большого Чуйского канала. У неё двое внуков и трое правнуков. Преклонный возраст не мешает встречаться с молодёжью, рассказывать о славных делах старшего поколения, учить патриотизму.
В тот день, когда мы побывали у Гульданы апы, к ней в гости с подарками приехали волонтёры российского молодёжного объединения «Лига добра». Ребят заинтересовала судьба кыргызской женщины, вынесшей на своих плечах трудные годы войны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus