Снять напряженность на приграничных территориях Кыргызстана и Таджикистана должна, затянувшаяся почти на тридцать лет, делимитация и демаркация границ.
Протяженность границы между Кыргызстаном и Таджикистаном составляет около тысячи километров, из них неопределенными остаются примерно половина. Почти 70 участков – спорные территории. Из-за этого в приграничных селах то и дело вспыхивают столкновения. В последние 10 лет их количество регулярно составляет 10-12 конфликтов в год.
Поставить точку в приграничном вопросе еще в конце июля прошлого года договорились президенты Сооронбай Жээнбеков и Эмомали Рахмон в ходе официального визита лидера Таджикистана в Кыргызстан.
«Мы предлагаем придать переговорному процессу динамику и результативность. Убежден, что мы совместными усилиями превратим наши границы в ворота созидания, мира и благополучия», — заявил в ходе встречи Жээнбеков.
Мир дороже территорий
В январе на заседании комитета парламента по международным делам вице-премьер-министр Жениш Разаков заявил, что Кыргызстан и Таджикистан договорились об обмене двумя равнозначными участками в приграничных селах Баткенской области.
Кыргызстан со своей стороны предложил на обмен участки Арык-Асты в селе Кок-Таш и Самаркандек в одноименном селе. Таджикистан, по сообщениям СМИ, предложил на выбор порядка четырех участков. Правда, до сих пор таджикские территории предлагаемые на обмен общественности не озвучены.
До 1 марта этого года топографические рабочие группы должны были проработать согласованные варианты взаимообмена равнозначными земельными участками между Кыргызстаном и Таджикистаном.
А 11 февраля 2020 года стало известно об отставке Жениша Разакова, его место занял Акрам Мадумаров. Новой информации о ходе переговоров пока не было.
«Как известно есть договоренность между Душанбе и Бишкеком об обмене примерно 114—115 километрами границы. Имеются в виду те населенные участки, которые в шахматном порядке вклиниваются в территории двух стран. Так как граница достаточно условная», — рассказал CABAR.asia политолог Игорь Шестаков.
Но, по словам эксперта, сказать проще, чем сделать. Проблема в том, что определяющая линия границы на отдельных территориях проходит прямо через дома и садовые участки. И местные жители инициативе властей по обмену землями не то, чтобы не рады, но хотят, чтобы их мнение тоже учитывалось.
В ожидании вестей
Абдырахман Каразаков живет в жилмассиве Тескей села Самаркандек Баткенского района Кыргызстана. Один из участков этого села рассматривается для передачи Таджикистану.
«Бывший вице-премьер-министр Жениш Разаков приезжал к нам и обсуждал с народом тему, касающуюся обмена земельным участком площадью 1 гектар 25 сотых, расположенным на территории Тескей с таджикской стороной. Но с того времени пока не было никаких вестей», – рассказывает Каразаков.
Часть жителей приграничных сел Кыргызстана против обмена территориями, другие – пока не торопятся что-то говорить, ждут информации от правительства. Но все сходятся в одном – перед тем, как обмениваться землями, власти обязаны согласовать это в первую очередь с ними.
Аналогичных действий ждут и с другой стороны границы. Расул Рахимиён – учитель географии и филолог из джамоата Ворух исфаринского района Таджикистана. По его словам, для решения приграничных проблем важно учитывать карты 1928-1970-х годов, а также мнение жителей приграничных районов.
«Сегодня дома в нескольких селах расположены в шахматном порядке. Поэтому, обмен участками – это правильно, это поможет решить конфликт. Но, пока нам не известно какие села Таджикистан планирует обменять. Думаю, рабочей группе нужно организовать встречу с жителями Воруха и провести открытый, прозрачный диалог», – говорит Рахимиён.
Нужно провести открытый, прозрачный диалог.
Житель приграничного села Чорку и блогер, пожелавший остаться неизвестным, говорит, что несмотря на то, что он фермер, частые конфликты на таджикско-кыргызской границе вынудили его интересоваться политикой.
Он считает, что отставка вице-премьер-министра Кыргызстана Жениша Разакова свела все достижения к «нулю» и рабочая группа скорее всего начнет всю работу заново.
«Нам известны участки, которые хотят обменять. Это территории сел Сомониён Таджикистана и Самаркандек Кыргызстана. Сомониён расположен в истоках рек, а в Самаркандеке большая проблема с водой. И поэтому, мы не согласны. Если мы отдадим наше село, то весь город останется без воды. И такой обмен не решит проблему, а наоборот, усложнит ситуацию», – считает житель села Чорку.
Отметим, информация о том, что именно территорию села Сомониён Таджикистан предложил на обмен, не подтверждена официально. Об этом со ссылкой на источники в правоохранительных органах сообщало издание «Азия-Плюс»
Альтернативное мнение
Столкновения на кыргызско-таджикской границе тянутся еще со времен СССР. Правда раньше конфликты носили сезонный характер, зачастую возникали в период весенне-полевых работ и были связаны в основном с вопросами ресурсов: воды, земли. Но за годы независимости к ним добавилась еще контрабанда.
По мнению бывшего губернатора Баткенской области Мамата Айбалаева, вопрос делимитации границ нужно было решать сразу после обретения республикой независимости.
«Кыргызстан упустил время. Нужно было это делать в самом начале. Когда не было коррупции, люди и руководители были не испорчены. Сейчас это сделать сложно. Я сам уроженец Баткенской области и знаю о том, что там происходило и происходит сегодня не понаслышке», — говорит Айбалаев.
Но решить вопрос можно и сегодня, считает он. Правда для этого меняться нужно не территориями, а людьми. По словам, бывшего полпреда, он неоднократно озвучивал эту идею на разных уровнях.
«Нужно решать вопрос не с землями, а с людьми. Стычки идут между жителями. Обмен землями напряженность не снимет. Так, что на мой взгляд правильнее обменяться селениями. По моей информации, в Таджикистане располагаются порядка 17 сел и двух районов, где проживают кыргызы. Для нормализации ситуации необходимо расселить Ворух, Кок-Таш и другие граничащие поселки. Только тогда на границе будет спокойно», — считает Айбалаев.
По его словам, в бытность, когда он был губернатором Баткенской области, к нему часто обращались кыргызы, живущие на приграничных территориях. В разговоре с ним они не раз говорили о желании переехать в Кыргызстан при поддержке властей.
Но как бы то ни было переговоры об обмене территориями уже начались, хотя процесс будет не быстрым и сложным. А в ситуации распространения коронавирусной инфекции, когда все силы и внимание сейчас направлены на борьбу с пандемией, приграничный вопрос, вероятно, пока будет отложен на неопределенный срок. Хотя официальных заявлений по этому поводу пока не было.
«У нас зачастую в Кыргызстане бывает так, что на официальном уровне все вопросы вроде бы решены, а как только это переходит уже непосредственно на этап обсуждения с общественностью, то начинаются акции протеста, митинги и так далее», — подчеркнул Шестаков.
Именно страх перед тем как обмен воспримет общество, по мнению специалистов и заставляет власти двух стран держать информацию по вопросу делимитации и демаркации границ в некоем информационном вакууме.
Несмотря на то, что с высоких площадок звучат фразы о том, что договоренности достигнуты, официальные органы обоих государств до сих пор четко не обозначили территории, подлежащие обмену. Люди находятся в неведении. А ведь именно им в случае волевого решения лидеров придется менять привычный быт и уклад.
Нужна работа НПО, чтобы был диалог между приграничными районами.
То, что вопрос делимитации кыргызско-таджикской границы вновь перешел в активную фазу, хороший знак. Однако, отмечают эксперты, не стоит рассчитывать на то, что в 2020 году обмен заявленными властями участками произойдет, а обе республики получат полностью определенную границу.
«На мой взгляд это вопрос не одного года, а может даже не двух лет, а более. К тому же, я считаю, что власти Таджикистана и Кыргызстана должны создавать условия для народной дипломатии. То есть здесь нужна работа неправительственных организаций для того, чтобы был взаимный диалог между приграничными районами. Может, проводить какие-то совместные акции», — заключил Шестаков.
По его мнению, именно народная дипломатия может стать фундаментом для взаимопонимания и прекращения приграничных конфликтов. Пока же диалог происходит на уровне руководства двух стран.
Правила комментирования
comments powered by Disqus