«Мы тонем в море информации и задыхаемся от нехватки знаний». Если Джон Нейзбитт уже не сказал бы эти слова по другому поводу, их следовало придумать именно в связи с пандемией коронавируса Covid-19 (или, точнее сказать, SARS-2 Cov-19). Ведь если месяц назад до нас доходили только скудные и обрывочные сведения о том, что и почему происходит в Ухане и окрестностях, то сегодня информация о новой инфекции атакует нас буквально со всех сторон.
Отовсюду идут фото— и видеорепортажи, ток-шоу, прогнозы и мнения экспертов. Причём оценки происходящего разнятся, а призывы и пророчества гасят и перебивают друг друга. Одни призывают не вестись на «коронапропаганду», вторые советуют, как правильно изолировать, «маскировать» и опрыскивать себя от вируса, третьи вещают, что вирус надолго, и советуют «молиться на ночь». В общем, «всё смешалось в доме Облонских…», а вернее, в головах рядовых кыргызстанцев…
А поскольку разобраться в ситуации всё-таки нужно, то попробуем это сделать. Стараясь не сваливаться в необоснованные крайности и не тонуть в эмоциональных оценках. Стоя на тех фактах и выводах, которые достаточно очевидны, чтобы в них сомневаться.
Первое. Инфекция опасна и при определённых условиях (которыми могут быть наличие у пациента других патологий, несвоевременное диагностирование/обращение за экстренной медицинской помощью и т.д.) неизлечима. На это указывают следующие обстоятельства. Общая статистика погибших, показатели которой уже превысили десять тысяч человек в разных странах мира в течение нескольких месяцев, притом что ареал распространения вируса не достиг своих итоговых значений и пока не понятно, какими они будут.
Тот факт, что предотвратить смертельные исходы не смогли не только медики Китая, но и их коллеги из Италии, Ирана, Испании, Кореи, США и т.д., которые были предупреждены о надвигающейся инфекции заранее. Причём вопрос не только в состоятельности/платёжеспособности пациентов. Возьмём всего один, но вполне показательный пример. 21 марта от пневмонии, вызванной вирусом SARS-2 Cov-19, в возрасте 76 лет умер бывший президент футбольного клуба «Реал» Мадрид – Лоренцо Санс.
Строительный магнат, который мог себе позволить приобрести в собственность команду испанской Ла Лиги («Малага»), точно не был ограничен в средствах на оплату самого продвинутого и современного лечения. Он с опозданием обратился в клинику и был госпитализирован лишь спустя неделю после того, как у него началась лихорадка. Тем не менее у испанских врачей было четыре дня, чтобы спасти его. Не вышло.
Вывод: прямо сейчас медицина не может спасти некоторых пациентов, если заражение SARS-2 Cov-19 усиливается какими-то дополнительными факторами (несвоевременная диагностика, ослабленный иммунитет, наличие других патологий и т.д.).
Второе. В условиях, когда учёные ещё не выработали вакцину, а врачи вынуждены искать оптимальный вариант антивирусной терапии пациентов путём проб и ошибок, основным ресурсом становится индивидуальный иммунитет человека и его способность к здравомыслию, самоорганизации и исключению негативных, потенциально опасных факторов. Речь не только о мерах защиты от инфицирования SARS-2 Cov-19, но и о том, что сейчас нежелательно простывать, увлекаться спиртным (внутрь), нарушать режим питания, сна и т.д. Чтобы не облегчать «работу» вируса и не усложнять задачу медиков.
Третье. Медикам из разных стран стоит плотнее сотрудничать между собою и, возможно, выработать некий единый протокол взаимодействия для подобных ситуаций. Потому что довольно странно видеть, как развивается ситуация в Италии, Иране, Испании, когда есть показавший свою эффективность алгоритм действий китайских служб в Ухане. Что касается распространённого мнения, что авторитарный режим позволяет эффективнее бороться с эпидемией, нежели демократия, то его вряд ли стоит воспринимать как рецепт.
Вряд ли возможно, чтобы США, Франция или Великобритания согласились перейти к однопартийной системе, полной смене экономической модели и ограничению гражданских прав только для того, чтобы впредь успешно бороться с инфекциями. Не вирусом единым жив человек. А что касается отдельных эпидемиологических упущений, то они вполне устранимы и в рамках демократического управления.
Четвёртое. В Кыргызстане, как, пожалуй, в любой другой стране, оценки текущей ситуации и предпринимаемых правительством мер подвержены эмоциональным всплескам и поспешным выводам. Особенно этим грешат соцсети, которые вообще склонны персонифицировать проблемы и достижения, награждая ярлыками «плохой/хороший» то одного, то другого человека/профессию/явление. Между тем итоги подводить рано. Ведь для нас испытание коронавирусом только начинается.
В ближайшее время нам предстоит бороться с «врагом», кормить себя, войска и «трёх взрослых драконов». «Зима» пришла. Сколько и чего она потребует, покажет время. В том числе то, на которое затянется сезон вируса и ликвидация его последствий. Паника бессмысленна, эйфория неуместна...
Правила комментирования
comments powered by Disqus