Первую часть наших прогнозов о том, что нас ждет после победы над пандемией мы посвятили социально-экономическим вопросам, отметили рост цен на многие товары и услуги, увеличение безработицы, разорение некоторых субъектов малого и среднего бизнеса и так далее. От этих и подобных им факторов во многом зависит и политическая жизнь страны.
Вообще, сама власть должна по собственной инициативе подвергнуться перезагрузке. Хотя бы из чувств самосохранения и собственной безопасности. Пока все идет по накатанной, но, как мы уже отмечали, ситуация легко может выйти из-под контроля. Поэтому Акорде и ее органам на местах нужно для начала нужно хотя бы выполнить то, о чем они сами говорят.
Если сейчас власть не произведет качественную перезагрузку самой себя, то через месяц-два (надеемся, дольше карантин не продлится) она может принять черты практикующего тоталитарного государства во всей красе (до сегодняшнего дня все это было больше теорией и выглядело наивно, что даже перед другими тоталитарными режимами стыдно было). Очередным этапом направления в эту сторону станет завтрашний день, когда в обеих столицах ужесточат режим карантина.
Стоит отметить, что усиленные карантинные меры во многом оправданы и своевременны (особенно, по сравнению с другими, более либеральными странами). Однако в большинстве своем они однобоки – то есть, власти не предоставляют населению практически никакой альтернативы, фактически оставляя граждан один на один с возникшими проблемами. В этой ситуации заявления руководства страны об объединении усилий выглядят, мягко говоря, наигранными.
Исходя из этого, можно предположить, что к концу режима чрезвычайного положения власти максимально выжмут из существующего законодательства все, чтобы сохранить и усилить свое положение. К этому могут добавиться и новые законы, в том числе о мирных собраниях, который в эти дни стал в срочном порядке проталкиваться через мажилис, и о политических партиях.
Надо думать, что режим понимает свое положение и всецело осознает рост недоверия общества к нему. Нынешняя ситуация с ЧП и короновирусом лишь дали небольшую возможность для передышки, но в ближайшем будущем могут наоборот усугубить положение. Поэтому есть вероятность, что ту самую «перезагрузку» (а точнее, ее видимость) власти наметили как раз на посткарантинный период. Кроме всего прочего, это может выразиться в очередных внеочередных парламентских выборах, которые могут пройти уже до конца лета или в начале осени.
Что касается оппозиции, то сейчас ее практически не стало видно. Понимаем, что на ее место власти сватают КНПК и «Ак жол», но серьезно к этой теме относиться нельзя. В отношении других официальных, неофициальных и стихийных оппозиционных движений тоже практически никаких подвижек нет. Поэтому режим ЧП является своеобразным экзаменом не только для режима АП, но и для его оппонентов всех мастей. Пока эти тесты оппозиционеры заваливают.
Однако замечен рост некоторых гражданских движений, зародившихся в прошлом году на волне транзитного периода. Они занимаются мониторингом соблюдения карантина, создают волонтерские движения по адресной помощи нуждающимся, задают вопросы властям и так далее. Понятно, что с ужесточением ограничительных мер и увеличением запретов их деятельность тоже может быть сведена к минимуму и больше перейти в социальные сети, но стоит отметить, что другие «борцы с режимом» не делают даже этого.
Кроме этого, есть объективные предпосылки появления новых движений и сил, а также отдельных лидеров, которые могут появиться на волне недовольства народных масс и возможных «голодных бунтов». Проще говоря, они могут занять вдруг опустевшую нишу лидеров мнений, которую власти не могут заполнить в силу своей некомпетентности и отсутствия доверия, а бывшие оппозиционеры освободили ее, занявшись своими делами. Это совершенно не означает, что новые лидеры будут ярыми оппонентами власти – просто у общества в это непростое время то и дело возникают еще более непростые вопросы, а ответить на них некому. Если найдутся такие активисты, что могут в той или иной мере удовлетворить запросы народонаселения, то определенный успех им обеспечен.
Проявление «практикующих лидеров» будет стараться выявлять сама власть, и в большинстве случаев им уготована будет роль провести часть карантинного времени в спецприемнике для административно арестованных или даже СИЗО. Но развивать эту мысль мы пока не будем – чтобы не накликать беду и не будоражить сам режим. А что касается посткарантинных настроений в самом обществе, то мы о них поговорим в следующий раз.
Продолжение следует
Правила комментирования
comments powered by Disqus