В Казахстане число зараженных коронавирусом растет с каждым днем. Власти страны чуть ли не ежедневно вводят карантин в новых городах. В крупных мегаполисах работают только продуктовые магазины, аптеки и больницы. Малый и средний бизнес встал. Люди остались без средств к существованию.
Чиновники пошли навстречу согражданам, попавшим в затруднительное положение, пообещав, что «каждый человек, потерявший доход из-за режима ЧП, получит от государства материальную поддержку в размере 42500 тенге (чуть больше 7000 рублей)».
Однако затем начались непонятные движения. Критерии получателей регулярно менялись. В конечном итоге, министр труда и соцзащиты Биржан Нурымбетов отметил, что на помощь от государства могут рассчитывать исключительно те предприниматели, которые потеряли доход, и только те самозанятые, кто хотя бы раз за последние 12 месяцев заплатил единый совокупный платеж (ЕСП).
«Когда вы заходите на порталы и подписываете заявление, то внизу видите небольшую запись. Ее смысл таков: вы лично подтверждаете, что потеряли доход в связи с ЧП и осознаете свою ответственность за достоверность этой информации», - предупредил министр.
Между тем, по словам известного казахстанского политолога Данияра Ашимбаева, такое поведение – вполне логично для казахстанских властей:
«А чего вы хотели от нашего коррумпированного и безответственного государства? Пообещать, а потом требовать 15 справок — это в его духе. Я вот пытался получить ЭЦП (электронную цифровую подпись) онлайн, но оказалось, что для этого требуется ЭЦП», - говорит он.
Не обошел эксперт своим вниманием и другие аспекты усложнения жизни казахстанцам в карантине.
«Выплаты по кредитам финансовые организации продолжают взимать, несмотря на то, что Токаев запретил это делать – правда, в виде просьбы. Многие сделали вид, что не слышали президента.
Или вот национальные компании ни слова не говорят о распределении прибыли, хотя команда от президента об этом поступила. Между тем, у нацкомпаний сейчас время годовых собраний акционеров, на которых они должны утвердить годовую отчетность и утвердить все распределения. А президент сказал, чтобы все они стопроцентно перечислили прибыль в бюджет.
Раньше только фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» платил как бы по максимуму, а нацкомпании — по 15% - 20%. А сейчас они должны провести собрание акционеров, перечислить 100% в «Самрук», а тот уже — перечислить эти деньги в бюджет. Но никто в ближайшие два месяца таких собраний пока проводить не собирается», - говорит Ашимбаев.
На вопрос StanRadar.com о том, может ли отказ от собраний акционеров объясняться карантином, политолог возразил, что «собрание» - это условный термин.
«У «КазМунайГаза» акционер — государство. На собрание акционеров обычно один человек приходит. Он даже может дома провести его и проголосовать онлайн. Из этого можно сделать вывод, что нацкомпании не собираются делиться прибылью с государством в ближайшее время. Видимо, будут ждать, пока эту норму не отменят.
То есть квазигоссектор явно не готов бегать и исполнять указания президента. А такой саботаж со стороны квазигоссектора и банков — чреват обострением ситуации. Вот и получается, что государство сначала обещает какие-то деньги, потом понимает, что не может их получить, и вынуждено отыгрывать назад, требуя принести какие-то справки, флюорографию и еще что-нибудь», - подчеркивает собеседник.
Высказал политолог и сомнения относительно того, что коронавирус действительно «так страшен, как его малюют».
«Вирусу сделали мощный пиар, но сам вирус вызывает вопросы. Да, он есть. Да, он опасный. Но есть куча других болезней, которыми люди болеют, но про которые все забыли. Дурдом полный. И у меня все меньше убежденности, что коронавирус есть в таких угрожающих масштабах», - пояснил Ашимбаев.
На вопрос о том, каково же тогда логическое объяснение происходящему, политолог, отметил, что карантин сейчас – как нельзя кстати.
«Сейчас все решают, что делать с ценой на нефть. Но понятно, что не будь карантина, люди бы сейчас стояли в очередях в обменники, и паника была бы. А так люди спокойно переживают в карантине возможный экономический кризис. Все ввели, и давайте мы введем. Но та же санобработка улиц, по-моему, делается исключительно для картинки. А иначе как еще показать, что государство что-то делает для борьбы с вирусом», - пояснил он .
Отвечая на вопрос о том, что не является ли слишком дорогим удовольствием для Казахстана выплачивать гражданам по 42500 тенге ради этого, Ашимбаевзаметил, что курс тенге просел, а потому это не такая уж и большая сумма.
«Но те же нефтяные компании получают валютную выручку в долларах. Тот же «Казмунайгаз» продал ее по курсу дороже — государство получило доход и потратило его на поддержку малоимущих. Сумма-то некритичная по большому счету. А так, дали народу эти деньги — он и счастлив», - подытожил эксперт.
Правила комментирования
comments powered by Disqus