После развала Советского союза они не решались годами.
Коронавирус испытал медицину Узбекистана на прочность
Пандемия стала большим испытанием для сферы здравоохранения Узбекистана. Специалист-вирусолог на условиях анонимности рассказал CABAR.asia том, как с коронавирусом справляется отечественная медицина.
По словам собеседника CABAR.asia, с начала марта в Ташкентском институте усовершенствования врачей проводились тренинги, в том числе по диагностике SARS CoV-2 методом ПЦР (полимеразная цепная реакция), который считается наиболее точным. Ежедневно специалисты НИИ вирусологии получают тысячи образцов для тестирования на коронавирус.
Риск заражения при диагностике не меньше, чем в палате интенсивной терапии. Специалисты работают посменно в ламинарных шкафах, которые препятствуют выходу биологического материала. Вся смена проходит в одноразовых средствах защиты и занимает не менее 12 часов.
«Квалифицированных кадров явно недостаточно. Врачи спят по несколько часов и буквально живут в лабораториях», – рассказал источник.
По данным Национальной палаты инновационного здравоохранения, около четырех тысяч врачей добровольно вызвались помочь коллегам, находящимся на первой линии борьбы с коронавирусом. Глава государства постановлением решил простимулировать медицинских работников. Ежемесячно врачи, контактирующие с больными, будут получать 25 млн сумов (почти 2,5 тысячи долларов), медсестры и лаборанты – по 15 млн. сумов (почти 1,5 тысячи долларов).
Медики могут рассчитывать на такие бонусы, отработав 14 дней в месяц. На следующие 14 дней их отправляют на карантин, предварительно взяв образцы для анализа на новый коронавирус.
Активное содействие узбекистанским врачам оказывают коллеги из заграницы, в первую очередь, из Китая. Методика лечения вируса основана на рекомендациях китайских специалистов. В частности, используется сочетание препаратов гидроксихлорохина сульфата и азитромицина.
В Ташкенте больных коронавирусом лечат в трех медицинских учреждениях – НИИ вирусологии, НИИ эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний, а также в Городской клинической инфекционной больнице. Туда пациенты прибывают уже с подтвержденным диагнозом. В основном, это люди, помещенные под карантин после зарубежной поездки или контакта с заболевшим.
Под Ташкентом действуют спешно построенные карантинные центры на 10 и 20 тысяч человек. Люди содержатся в изолированных помещениях по четверо. Подобные центры спешно построены в других районах республики.
Именно благодаря таким мерам, как утверждает Главный государственный санитарный врач Бахром Алматов, снизилась динамика заболеваемости коронавирусом.
По данным Радио «Озодлик», власти Узбекистана создают дополнительные 200 тысяч койко-мест на случай развития худшего сценария распространения коронавируса.
Минздрав пока не подтвердил эти данные.
Хотя президент РУз накануне призвал ускорить механизм привлечения 277 млн долларов со стороны международных кредиторов и доноров на борьбу с пандемией. Он поручил закупить дополнительные 2,3 тысячи аппаратов ИВЛ на заемные деньги.
В целом, карантин по всей стране организован качественно, говорят специалисты. Хотя есть некоторые нарушения, такие, как, например, стихийная торговля между пациентами, иизолированными в карантине и внешним миром.
Есть факты халатности медиков. Например, жительница Ташкента неоднократно обращалась в районные медучреждения с подозрением на коронавирус. Каждый раз медики после осмотра отпускали ее домой, не взяв образцы для теста на коронавирус. Только после пятой жалобы, когда состояние пациентки ухудшилось, ей сделали тест, который оказался положительным. Халатность врачей привела к инфицированию нескольких человек, и помещению под карантин двух крупных медицинских учреждений.
В Минздраве РУз заявляют, что дефицита лекарственных средств и средств индивидуальной защиты нет. То же касается аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции легких). Узбекистан производит аппараты ИВЛ и закупает в России.
На 21 апреля 2020 года в Узбекистане официально зарегистрировано 1627 случаев заражения вирусом Covid-19.
Эксперт: в Таджикистане не ожидали такой вспышки вирусных заболеваний
Эксперты считают, что с медицинской точки зрения Таджикистан, как и международное сообщество, в целом не был готов к появлению коронавируса.
По словам заведующего кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии Таджикского государственного медицинского университета имени Абуали ибн Сино, профессора Саидбека Сатторова, причина неготовности была в том, что это был новый вирус.
«Даже в развитых странах не было медицинских и диагностических материалов для его лечения и определения», – сказал Сатторов.
По его словам, выявление и лечение всех инфекционных заболеваний зависит от качественной и своевременной диагностики.
«К сожалению, микробиология, иммунология и вирусология являющиеся ключевыми областями в медицине, недостаточно развиты. Все медицинские дисциплины зависят от этих трех предметов. Поэтому нам необходимо развивать эти три дисциплины в Таджикистане на высоком уровне, чтобы в случае необходимости ни в ком не нуждаться. Нам необходимо развивать теоретическую медицину, которая является фундаментальной», – говорит профессор.
Сатторов ранее несколько лет возглавлял Научно-исследовательский институт профилактической медицины, где есть лаборатория вирусологии и иммунологии. Но по словам профессора, кроме этого еще нужно иметь специальное здание и современное медицинское оборудование.
«Если будет оборудование и здание, то таджикские специалисты смогут повысить свою квалификацию за рубежом, а потом вернуться обратно и заняться делом», – сказал Саттаров.
Он подчеркнул, что особенно важна подготовка специалистов, «к советам которых потом надо будет прислушиваться».
Медицинский эксперт, доктор Махмудшох Кабиров считает, что только время может показать степень готовности специалистов иммунологии и вирусологии Таджикистана к приходу новой инфекции.
«Не только Таджикистан, но и большинство сверхдержав не отдавали приоритет развитию системы защиты от инфекций и не ожидали такой вспышки вирусных заболеваний. Но если боксер не падает от ударов своего соперника, то, это значит, что он хорошо подготовлен», – говорит Кабиров.
По его словам, сфера вирусологии и иммунологии в Таджикистане все еще находится на уровне советских времен и нуждается в улучшении.
«К сожалению, у нас нет современных лабораторий по профилактике этого заболевания, мы не можем производить оборудование, лекарства и диагностические принадлежности для проведения исследований», – отметил М. Кабиров.
Также, по его мнению, в Таджикистане инфекционная и социально- психиатрическая медицина все еще находятся в зачаточном состоянии.
«Например, коронавирус еще не обнаружен в Таджикистане, но уже сейчас наблюдается нервозность среди людей, особенно среди медицинских работников. Они уже нуждаются в психологической помощи», – говорит Кабиров.
По его мнению, после завершения пандемии необходимо улучшить национальную гигиену, усовершенствовать медицинскую систему, в том числе инфекционную, социальную и психиатрическую, и создать инфраструктуру для развития психиатрии.
«Богатые люди должны научиться благотворительности и поддерживать отечественную медицину. Также необходимо увеличить зарплаты врачей и финансирование медицинского сектора в целом», – сказал М. Кабиров.
Таджикские власти утверждают, что они делают все для предотвращения распространения нового коронавируса. В конце марта при премьер-министре Кохире Расулзода был создан республиканский штаб по усилению противоэпидемиических мероприятий, в состав которого вошли главы всех министерств и ведомств, генеральный прокурор и секретарь Совета Безопасности.
Министр здравоохранения и социальной защиты Таджикистана Насим Олимзода сообщил 8-го апреля, что на данный момент в стране имеется более 500 аппаратов искусственной вентиляции легких и на средства Всемирного банка планируется закупить еще 100 единиц.
Министр также отметил, что сегодня в Таджикистане существует лаборатория высокого международного уровня, в которой работают восемь вирусологов страны, прошедших в Москве обучение по выявлению коронавируса.
Двумя днями ранее 6 апреля министерство сообщило, что сейчас в лабораториях страны имеется 25 тысяч тестов на коронавирус и 3 тысячи граждан прошли тестирование.
Общее количество медицинских коек в стране составляет 51 тысячу единиц, инфекционных коек – почти 4 тысячи. С учетом риска вспышки коронавируса еще 1150 коек находится в полной готовности. Всего для инфицированных будет подготовлено 3150 новых медицинских коек.
Также, по сообщениям жителей Душанбе, в некоторые ведомства сейчас не пускают граждан без медицинских масок. Аналогичные запреты введены в некоторых школах и мечетях.
Казахстан: Мы строили, строили и, наконец, построили
В Казахстане завершилось строительство госпиталя в Нур-Султане для больных коронавирусом. Как сообщил на своей странице в Facebook председатель совета директоров стройкомпании BI Group Айдын Рахимбаев, сейчас в палатах интенсивной терапии устанавливают аппараты искусственной вентиляции легких. Планируется, что в ближайшие дни будет настроено все оборудование и больницу передадут медикам.
Сообщается, что в ближайшее время завершится строительство такого же госпиталя в Алматы. А вот в Шымкенте строительство аналогичного объекта забраковано и остановлено. Акимат города сообщил, что будет рассматривать новый проект инфекционной больницы.
В начале апреля министр здравоохранения Казахстана Елжан Биртанов поделился своими прогнозами относительно продолжительности эпидемии в стране на своей странице в Facebook. По его подсчетам, пик заболеваемости придется на последние месяцы весны – апрель-май, переболеют не менее 3500 человек.
«Уже сейчас развернуто 3920 инфекционных коек для лечения больных коронавирусной инфекцией, а также около 7300 так называемых «провизорных» коек для пациентов с подозрением на нее. Также готовы и уже работают реанимационные отделения для приема 180 тяжелых больных, оснащенные 170 аппаратами искусственной вентиляции легких (ИВЛ) и 38 аппаратами экстракорпоральной мембранной оксигенации крови (ЭКМО)», – сообщил Биртанов.
Однако Биртанов признал, что койко-мест и больниц понадобится гораздо больше, ввиду того, что в среднем пациенты проводят в стационаре 3-4 недели. Поэтому в трех крупных городах Казахстана – Нур-Султане, Алматы и Шымкенте было решено построить быстровозводимые инфекционные больницы.
Врачи неохотно дают интервью на тему лечения коронавируса. CABAR.asia удалось поговорить с врачом-фтизиатром многопрофильной инфекционной больницы Нур-Султана Алией Сарсеновой, которая рассказала, как проходит лечение пациентов с COVID-19.
«Мы пользуемся рекомендациями ВОЗ. Одной из выздоровевших мы давали всего один препарат два раза в день, но назвать его вам я не могу. Это противовирусный, очень сильный препарат, повышающий иммунитет. Страна-производитель – Великобритания. Купить его в аптеке невозможно, он есть только в стационарах», – говорит Сарсенова.
1 апреля появился обновленный протокол лечения коронавирусной инфекции, одобренный Объединенной комиссией по качеству медицинских услуг Минздрава. Там говорится, какие лекарства дают больным COVID-2019. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook сообщил заместитель министра здравоохранения Казахстана Каламжан Надыров.
«Мы держим руку на пульсе, постоянно изучаем рекомендации наших коллег по всему миру и регулярно проводим консультации с экспертами ВОЗ, CDC и ряда других организаций. В основу пересмотра документа вошли последние данные зарубежного опыта, таких стран, как Китай, США, Италия по ведению и лечению пациентов с коронавирусной инфекцией COVID-2019», – сообщил Надыров.
Что касается тестов для определения коронавируса, то на официальном сайте, информирующем о ситуации с COVID-19, 3 апреля появилась информация о том, что сеть диагностических лабораторий при поддержке двух благотворительных фондов запустила сайт для анкетирования желающих пройти бесплатное тестирование на наличие коронавируса в крови.
Анкету можно будет заполнить здесь. По итогам эпидемиологической выборки будут определены категории граждан, которым тестирование проведут в первую очередь.
Также через два месяца в Казахстане, возможно, появятся тесты собственного производства. Ученые Национального центра биотехнологий сообщили сразу о двух видах тестов, разработанных в отечественных лабораториях. Как рассказал заместитель директора центра Юрий Скиба изданию Sputnik Kazakhstan, опасную инфекцию можно будет определить за пять часов, эффективность тест-систем проверена на биоматериале двух тысяч человек.
С 11 апреля в Алматы и Нур-Султане начали проводить массовые экспресс-тестирования на коронавирус. Однако в Минздраве предупреждают, что их точность далека от 100%.
«Это быстрый тест. Берется кровь из пальца, и любая медсестра сможет сделать тест. […] Но в чем проблема? Экспресс-тесты из-за своей неточности не рекомендуются ни одной страной в мире для медицинской диагностики. Они используются для скрининга среди групп риска. То есть, если положительный результат, то нужно дальше дотестировать», – уточнил министр здравоохранения Елжан Биртанов во время прямого эфира.
В целом, медицинская общественность оценивает меры, принятые Казахстаном для предотвращения коронавируса, своевременными и адекватными. Руководитель общественного фонда «Амансаулык» Бахыт Туменова сообщила в беседе с CABAR.asia, что Китай дал Казахстану фору – почти 2 с лишним месяца – на то, чтобы реально оценить опасность коронавирусной инфекции и принять срочные меры.
Кыргызстан: зарубежная помощь и неорганизованность
20 апреля 15 медицинских специалистов из Китая прибыли в Кыргызстан для обмена опытом по лечению коронавирусной инфекции. Как сообщает пресс-служба правительства, китайские медики будут оказывать помощь и поделятся лучшими практиками и методиками в лечении больных.
Ранее министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев сообщал о том, что кыргызстанские врачи лечат коронавирусную инфекцию согласно рекомендациям Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).
«Вакцины против коронавируса пока нет. Но есть клиническое руководство по лечению, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения. На его основании разработан клинический протокол лечения, которому обучены кыргызстанские врачи», — отметил он на брифинге.
По словам представителя Минздрава Айнуры Акматовой, лечение носителей коронавируса отличается от тех, кто находится в стационарах. Потому что при хорошем иммунитете коронавирус может протекать бессимптомно и не принесет вреда здоровью.
«Лечение коронавирусной инфекции симптоматическое, так как это вирусная инфекция. Лечение зависит от развития заражения у человека. Если у пациента есть сопутствующие заболевания, лечение будет направлено на эти заболевания В случае необходимости проводится интенсивная терапия, применяется аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ)», – говорит Акматова.
По данным Министерства здравоохранения,в Кыргызстане имеется 649 аппаратов искусственной вентиляции легких. Но как сообщил на одном из недавних брифингов замглавы ведомства Нурболот Усенбаев, из них лишь 365 находятся в рабочем состоянии.
На заседании оперативного штаба 18 апреля глава Минздрава Сабиржан Абдикаримов заявил, что ведется работа по получению 63 аппаратов искусственной вентиляции легких от донорских организаций.
Министерством здравоохранения КР Об этом на заседании, сообщает пресс-служба правительства.
По данным Айнуры Акматовой, на сегодня по всей стране развернуто 1623 коек, в резерве – 715. Из них 215 коек — палаты интенсивной терапии (в резерве 68). С учетом развития эпидемиологической ситуации в мире локализация и количество этих коек будет обновляться.
6 апреля министр здравоохранения сообщил, что в Кыргызстане имеется 76 тысяч тест-систем на коронавирус, из них порядка 30 тыс. были использованы. В тот же день в страну поступило 5 тысяч тестов из России и 22,5 тысячи – из Беларуси. Позже из России пришли ПЦР-тесты на 20 тысяч анализов. Также за счет государства закупаются еще тесты из Беларуси.
Поставка тестов в Кыргызстан также идет по линии ВОЗ. 17 апреля стране передали 64 ПЦР тест-системы для проведения более 6,5 тысяч исследований на коронавирус. Это уже третья партия, которая приходит в качестве гумпомощи от ВОЗ. В феврале и марте в Кыргызстан были поставлены 2600 тест-наборов.
20 апреля стало известно, что частная лаборатория начинает принимать анализы на наличие коронавирусной инфекции. Однако ее стоимость – не менее двух тысяч сомов (25 долларов США).
Пандемия в Кыргызстан пришла впервые и она показала, что наука в стране на низком уровне, а вирусологии не уделяли должного внимания, считает экс-министр здравоохранения Талантбек Батыралиев. По его словам, необходимо поднимать научный потенциал республики, особенно медицинский, и интегрировать его с мировым сообществом.
«Пандемия показала всю подноготную не только диагностики, но и лечения. Поэтому для таких случаев у нас должны быть автоматически созданы бригады, больницы срочного реагирования. То есть алгоритм, цепная реакция должны быть отработаны заранее. У нас же вместо этого была неорганизованность», – считает Батыралиев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus