Последствия будут тяжелыми
Пандемия коронавируса уже оказала огромное влияние на мировую экономику и мировую политику. Страны Центрально-Азиатского региона (ЦАР) не стали исключением, также столкнувшись с комплексом проблем. Они уже оказывают негативное влияние на их социально-экономическое и политическое развитие. Пандемия коронавируса дополнилась кардинальными изменениями в мировой экономике и падением цен на нефть.
Эти факторы способны отбросить назад экономики стран постсоветского пространства, одновременно кардинально изменив их внутриполитическое развитие, скорректировать внешнеполитические приоритеты.
Экономика
Столкнувшись с пандемией коронавируса страны ЦАР были вынуждены действовать в режиме реагирования. Среди мер, которые были приняты можно выделить закрытие границ, введение режима чрезвычайного положения, резкое ограничение перемещений населения внутри каждой из стран.
В Казахстане был разработан антикризисный пакет мер, направленный на поддержание экономики. Так, 16 марта 2020 года президент Казахстана подписал Указ «О дальнейших мерах по стабилизации экономики». Согласно документу, «правительство имеет право устанавливать предельные тарифы и цены на продовольствие и другие товары…».
Поддержка экономики оценивалась в 10 млрд. долларов. Чуть менее половины бюджета Казахстана мируется за счет поступлений из нефтяной отрасли. При том у Казахстана в бюджет на 2020 год была заложена цена за нефть в размере 57 долларов за баррель. Соответственно, даже при цене нефти в 35-40 долларов за баррель бюджет страны недополучит несколько миллиардов долларов. Цена в 20-25 долларов за баррель наносит сильнейший удар по бюджету Казахстана.
Схожие программы противодействия пандемии были разработаны в других странах ЦАР. В Узбекистане она оценивается в 1 млрд. долларов. В феврале была образована специальная комиссия во главе с премьер-министром, на которого возложена задача по противодействии пандемии коронавируса. Хотя уже в первые месяцы текущего года, ожидалось, что в Узбекистане из-за падения цена на энергоносители могут сократиться поступления от экспорта газа, а девальвация национальной валюты уменьшит платежеспособный спрос на текстиль, сельскую продукцию.
Практически все страны уже столкнулись с девальвацией курса национальных валют, что также сказалось на социально-экономической ситуации. Растёт уровень безработицы. При этом в политических руководствах пока отсутствуют четкие представления относительно экономической политики, которая позволила бы преодолеть последствия пандемии. Есть лишь предварительные оценки, что остановка работы предприятий, прекращение туризма, снижение грузопотоков и другие ограничения, вводимые каждым из стран мира, ухудшат положение государств, а негативные последствия будут сказываться на протяжении длительного времени.
Коронавирус и ценовая война за нефть оказали сильное влияние на мировую экономику. Однако в отличии от развитых стран государства ЦАР не обладают значительными финансовыми ресурсами и экономическим потенциалом, который бы позволил с минимальными потерями пройти сложный период.
В каждой из стран Центральной Азии значительная часть населения не имеет финансовых накоплений и живет от зарплаты до зарплаты. В этих условиях, чтобы сохранить социально-политическую стабильность государство будет вынуждено выделять дополнительные средства для поддержки населения, что негативно повлияет на другие сектора экономики. Более того, в случае продолжения эпидемии коронавируса власти будут вынуждены идти на радикальные меры и антикризисные меры, которые требуют значительных финансовых средств. Часть стран ЦАР рассчитывает решить свои проблемы за счет внешнего финансирования. Однако, подобные меры позволят решить тактические задачи, однако еще больше усилят зависимость от западных стран.
Сотрудничество с Китаем
Ситуация в мировой энергетике и коронавирус, сказались на энергетической политике Китая. Для стран Центральной Азии Пекин является одним из основных потребителей углеводородных ресурсов. Соответственно, уже в первые месяцы 2020 года зафиксировано снижение поставок газа из стран Центральной Азии в Китай. В феврале-марте текущего года спрос на природный газ в Китае упал на 17%.
При этом страны Центральной Азии обеспечивают примерно такой объем поставок в Китай — около 50 млрд. м3 газа в год из трех стран — Туркменистана, Узбекистана и Казахстана. 5 марта агентство «Reuters» сообщило, что «PetroChina» приостановила импорт природного газа, ссылаясь на форс-мажорные обстоятельства. Это подтвердил министр энергетики Казахстана Нурлан Ногаев, который сообщил, что страна сократила экспорт газа в Китай на 20-25%.
Политика
Пандемия коронавируса оказывает влияние на политические процессы практически в каждом из государств. Девальвация национальной валюты, рост цен на продукты питания и товары, сокращение социальных расходов скажутся на электоральных настроениях. Между тем, уже в ближайшее время выборы должны пройти в ряде стран Центральной Азии. В этих условиях действующим в каждом из государств властям будет сложно получить поддержку населения, на что стоит делать акцент уже сейчас.
В тоже время, оппозиция может использовать данные процессы для усиления своих позиций. В итоге, в ряде стран ЦАР, можно ожидать обострение политического соперничества. Особенно, если пандемия коронавируса затянется и официально-действующие власти не смогут снизить ее негативное влияние. Экономические проблемы могут повысить заинтересованность элит ЦАР в усилении своей власти.
Примечательно, что в Киргизии «неожиданно» выступили с инициативой вновь вернуться к вопросу об изменении формы правления. Был внесен законопроект «О назначении референдума по определению государственного устройства Кыргызской Республики (всенародного голосования)». Он предлагает провести референдум, на котором вынести вопрос о форме правления: парламентской или президентской.
Сложности в социально-экономической сфере могут инициировать новые дискуссии о внешнеполитических приоритетах. До последнего времени ориентация на западный или восточный внешнеполитический вектор обосновывалась, прежде всего, экономическими выгодами. Несмотря на более чем скромные результаты, страны ЦАР последовательно придерживались курса на интеграцию в мировую экономику.
Однако эпидемия коронавируса, а также проблемы в мировой экономике, которые еще больше сузят возможности для государств ЦАР, могут усилить их заинтересованность в расширении взаимодействия друг с другом. Особенно в случае резкого обнищания населения и нарастания социально-экономических проблем.
Правила комментирования
comments powered by Disqus