В начале июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев объявил, что отстраняет военных биологов из США от работы в одной из лучших научных лабораторий республики. Решение принято под давлением Москвы и Пекина: специалисты из Пентагона более 10 лет занимаются в Средней Азии изучением опасных инфекций — чумы, сибирской язвы, лихорадок и различных коронавирусов, что не может не беспокоить соседние государства. А поводы для беспокойства есть — вспышки заболеваний, которые странным образом совпадали с открытием новых американских лабораторий. Но одного желания президента Казахстана недостаточно, чтобы Пентагон приостановил свои исследования в регионе. Как в Средней Азии появились секретные американские лаборатории и почему на них обратили внимание именно сейчас — в материале «Ленты.ру».
Дорогое любопытство
Речь в заявлении Токаева шла о Центральной референс-лаборатории (ЦРЛ), расположенной недалеко от Алма-Аты. ЦРЛ — всего лишь один из объектов научной сети Пентагона в Центральной Азии. Агентство по предотвращению угроз (DTRA) Департамента обороны США, отвечающее за исследования оружия массового поражения, открыло еще пять лабораторий при научных центрах Казахстана и две в Узбекистане. Лаборатории оснащены самым современным оборудованием, поэтому речь идет о весьма серьезных капиталовложениях.
$400 млн
вложило Агентство по предотвращению угроз (DTRA) Департамента обороны США в создание сети биологических лабораторий в Казахстане, еще $165 млн было потрачено на лаборатории в Узбекистане
Такие расходы не объясняются исключительно научным интересом. В 2000-е американцы в основном стремились вывезти архивы и коллекции вирусных штаммов, накопленные советскими НИИ за долгие годы. Но позже DTRA перешло к самостоятельным биологическим исследованиям. И хотя курируют эту работу военные — военных тайн в их исследованиях немного. Западные университеты требуют от сотрудников нормативы по публикациям, так что даже ученые, работающие над военными проектами, вынуждены афишировать свои исследования. По этим публикациям можно составить некоторое представление о деятельности американских ученых в Казахстане.
Согласно данным о финансировании исследований, опубликованным в открытых источниках, за последние восемь лет в Казахстане реализовано не менее 28 проектов по заказу Армии США. В них были задействованы не только местные специалисты, но и военнослужащие из Медицинского центра ВМФ США (Мэриленд), сотрудники Института микробиологии бундесвера (Мюнхен) и военных лабораторий в Портон-Дауне (Великобритания).
Основная тематика проводимых в Центральной Азии работ — изучение опасных для человека болезней, характерных для региона, и способы их распространения местной фауной. Среди объектов исследований — чума, сибирская язва, бруцеллез и коронавирусы, в том числе работа с их переносчиками — животными и насекомыми, — что предполагает проведение полевых работ на местности.
Собранные штаммы после первичного изучения на месте вывозят в исследовательские центры стран НАТО. Такие материалы и данные могут быть использованы в разных целях — как мирных, так и нет. Вопросы касательно целей возникают у жителей региона уже довольно давно, но годами на все это смотрели сквозь пальцы.
Совпадения?
Первый повод заподозрить иностранных специалистов в неосторожном обращении с опасными инфекциями появился в 2007 году. Тогда при Институте вирусологии в Ташкенте (Узбекистан) открылась американская лаборатория, Пентагон выделил военный грант на изучение бруцеллеза в Узбекистане и Казахстане. Эти проекты получили кодовые названия UZ-4 и KZ-2 соответственно. Уже на следующий год во всем регионе был отмечен резкий скачок заболеваемости бруцеллезом, появилась сибирская язва.
Следующий всплеск бруцеллеза в Узбекистане зафиксирован аккурат после открытия в 2013 году американских лабораторий в Андижане и Фергане. В том же 2013-м в Казахстане в рамках проекта KZ-29 начались исследования Конго-Крымской геморрагической лихорадки (ККГЛ) при участии специалистов из ВМФ США и британского Портон-Дауна. Биологи изучали распространение болезни клещами на юге Казахстана на базе «Центра особо опасных инфекций» в Алма-Ате.
Не прошло и года с начала исследований, как в республике зафиксировали крупную вспышку именно этой лихорадки и именно на юге Казахстана, а переносчиками болезни стали клещи. Более того, одновременно вспышку ККГЛ зафиксировали в Грузии в районе другой американской лаборатории, известной как «Исследовательский центр общественного здоровья имени Ричарда Лугара». МИД России с 2017 года пытался получить доступ в эту лабораторию из-за подозрений в причастности к вспышкам лихорадки на юге страны. А в 2018 году экс-министр госбезопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявил, что США могли проводить там секретные эксперименты над людьми.
Правила комментирования
comments powered by Disqus