«Конфликты между КНР и США начались не сегодня и закончатся не завтра. Здесь мне лично, как гражданину Узбекистана, интересно насколько Узбекистан будет втянут в эти разборки, поскольку на территории страны расположены биохимические лабораторию, которые финансируются из американского военного бюджета», - директор Центра исследовательских инициатив «Ma’no» Бахтиёр Эргашев рассказал StanRadar.com о том, какие цели будет отстаивать Узбекистан в нарастающем противостоянии Китая и США.
StanRadar.com: Как будет действовать Узбекистан в условиях нарастающего противостояния между КНР и США?
- Вопрос взаимоотношений между США и КНР на современном этапе очень сложный. Между странами завязался целый клубок противоречий, включая экономические, политические и идеологические аспекты.
Одним из проявлений тенденции на усиление конфликта между двумя странами является вопрос происхождения вируса COVID-19. Каждая страна выдвигает свои аргументы в пользу вины оппонента.
Но эти конфликты между двумя глобальными центрами силы начались не сегодня и закончатся не завтра. Здесь мне лично, как гражданину Узбекистана, интересно только то, насколько моя страна будет втянута в эти разборки.
А мы оказываемся в них втянуты, поскольку на территории Узбекистана расположены биохимические лабораторию, которые финансируются, по некоторым источникам, из американского военного бюджета.
Сохранить нейтральную позицию в этой ситуации Узбекистану будет сложно. Республика будет испытывать давление со стороны той страны, которая уже разместила свои лаборатории, и будет испытывать определенное и довольно жесткое давление со стороны других стран, которые не заинтересованы в том, чтобы в сопредельных государствах находились американские объекты с непонятно какими целями и задачами.
StanRadar.com: Как будет развиваться ситуация?
- Сложно. Сейчас продолжается эскалация конфликта, связанного с наличием на территории стран постсоветского пространства биохимических лабораторий, имеющих отношение к оборонному ведомству США. Конфликт будет усиливаться, а градус напряженности – повышаться.
Сейчас, по моим наблюдениям, идет активное информационное противостояние, которое со временем будет выноситься на уровень глобальных региональных и международных организаций. Неудобные вопросы будут источниками конфликтов.
К сожалению, Узбекистан оказывается включенным в этот процесс по причине сотрудничества с США в рамках проектов по размещению биолабораторий на своей территории
Я убежден в том, что Узбекистан имеет все возможности для самостоятельного решения вопросов связанных с наличием этих объектов в своей стране. Государство будет реализовывать собственный сценарий, который будет заключаться в том, чтобы реализовывать программы, не имеющие военной и бактериологической составляющих.
Страна заинтересована в работе над такими аспектами как повышение квалификации специалистов, улучшение эпидемиологической ситуации и так далее.
Но в части того, чтобы прекращать любые контакты, связанные с военно-бактериологическим содержанием деятельности тех или иных иностранных центров, вопрос нужно решать.
StanRadar.com: В каком плане решать?
- Решать в направлении вывода этих объектов с территории Узбекистана. В нашей стране возможны проекты исключительно мирного, медицинского назначения и иначе быть не может.
Читайте также: Китай предложил Узбекистану провести испытание своей вакцины от COVID-19
StanRadar.com: Каким образом можно добиться закрытия и вывода биолабораторий США с территории Узбекистана?
- Во-первых, Узбекистан может и должен участвовать в контроле деятельность лабораторий США на своей территории. Для этого можно использовать форматы ШОС или искать другие варианты. Узбекистан не является членом ОДКБ, но, вероятно, может сотрудничать и в рамках миссии этой организации.
Во-вторых, предположу, что основной акцент будет сделан на двухсторонних форматах сотрудничества между Узбекистаном и США.
В ходе диалога должны быть приняты принципиальные решения об исключительно мирных медицинских направлениях работы биохимических лабораторий. Нужно обсуждать немедленное свертывание программ, касающихся разработок и тестирования вакцин, которые могут быть использованы в качестве бактериологического оружия. Иначе нельзя.
StanRadar.com: Как Вы считаете, подобные требования найдут понимание у США?
- С одной стороны, США не захотят закрывать и прекращать работу своих лаборатории на территории Узбекистана. Это очевидно. С другой стороны, критика этих объектов со стороны Китая и России будет усиливаться.
Закономерно будут ужесточаться требования о закрытии подобных проектов, обеспечении полной прозрачности их деятельности и международного контроля за их работой.
Вопрос сложный и решить его не так просто. Но я уверен, что четкая позиция стран, на территории которых подобные биологические исследовательские центры существуют, упростит эту задачу.
StanRadar.com: Что Вы имеете в виду?
- Во-первых, нужно обозначить четкую и ясную позицию общественности и экспертов.
Во-вторых, донести эту позицию до властей. Если правительства постсоветских стран прислушаются к мнению народа и будут работать исходя из необходимости обеспечения полного суверенитета над любыми учреждениями и структурами на своей территории без исключения – вопрос решится.
В-третьих, необходимо привлечь внимание международных организаций, которые противодействуют распространению бактериологического и бактериологического оружия.
В этом случае возможен позитивный сценарий развития ситуации.
С большей долей вероятности, на решение этой проблемы понадобится много времени. Но я верю, что страны Центральной Азии ни при каких обстоятельствах не должны служить полигоном для исследований и экспериментов в областях, касающихся разработки бактериологического оружия.
Читайте также: Шесть неудобных вопросов о биолабораториях США в Центральной Азии
Правила комментирования
comments powered by Disqus