«Перспективы видны в плане «зеленого» финансирования и производства «зеленой» энергии. И поэтому возникнет интересный и важный вопрос с торговлей выработанной электроэнергии. В ЕАЭС он пока тяжело решается даже в условиях модели традиционной энергетики», - сказал экономический обозреватель Сергей Домнин, выступая на заседании экспертного клуба на тему: «Экология как новая политика: перспективы сотрудничества в области защиты окружающей среды на Евразийском пространстве».
StanRadar.com приводит выдержку из выступления эксперта:
«Сфокусируюсь на вопросах «зеленой» экономики – на том, какие тренды существуют сейчас в мире, как на это повлиял коронакризис и что происходит в связи с вышеперечисленным на пространстве ЕАЭС.
Когда говорят о «зеленой» экономике, обычно подразумевают два больших блока. Во-первых, низкоуглеродное развитие, сокращение выбросов. Во-вторых, ресурсосбережение.
Судя по тенденциям, которые существуют в сфере низкоуглеродного развития, за последние 20 лет различными правительствами и неправительственными организациями был создан ряд стимулов. Как негативных (штрафы, налоги за дополнительные выбросы вне пределах квот или сверхвыбросы, что часто относится к энергетической промышленности), так и побуждающих (ценные бумаги, предлагаемые с низкими процентами, предоставление выгодных займов промышленным предприятиям для модернизации).
Под давлением стимулирующих факторов и накапливающихся экологических проблем – например, в Китае с ними столкнулись жители крупнейших городов – эта индустрия двигалась вперед.
Сейчас мы видим в сфере «зеленой» энергетики настолько ощутимый прогресс, что в некоторых странах она стала вполне конкурентоспособной не только по установленной мощности, но и по тарифам традиционной энергетики, которая, как правило, представлена газом или углем. Здесь я имею в виду развитые страны. В развивающихся ситуация иная, с учетом того, что налоговая составляющая другая и экологические кодексы более мягкие».
В результате коронакризиса мы видим два тренда – один связан с необходимостью восстановления экономики, а другой – со стремлением сделать ее более «зеленой».
В Казахстане в проекты «зеленой» энергетики часто входят электроэнергетические компании, которые в основном связаны с угольной генерацией. Например, недавно премьер-министр Аскар Мамин был в ветропарке «Астана Expo-2017», который построен Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорацией (ЦАЭК). Есть в периметре проектов и казахстанские коммунальные системы с «зеленой» генерацией, которых немало.
В Казахстане некоторые проекты довольно конкурентны даже без тех условий поддержки, которые им предоставляет правительство. В частности, в ноябре прошлого года на аукционе победил проект ВЭС в Туркестанской области в поселке Шаульдер. Объект получил тариф 12,5 тенге за кВт. Угольная энергия Экибастузской ГРЭС сейчас стоит 5,6 тенге за кВт.
В конечном итоге, в основе перспективных проектов всегда лежит финансирование. Однако льготное финансирование в казахстанских условиях не предоставляется банками второго уровня. Деньги, как правило, выделяют институты развития. Несколько проектов ВИЭ есть у Банка развития Казахстана, достаточно активен Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Теперь о перспективах. В Казахстане есть такая организация, как Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА). Центр много критикуют за неэффективность, но с другой стороны, одно из направлений его деятельности – «зеленое» развитие. В нынешнем году МФЦА договорился с ЕБРР о совместных проектах. Вполне возможно, что, двигаясь на этой «зеленой» волне, деньги пойдут в Казахстан по льготным ставкам.
Однако, есть и сдерживающие моменты. В Казахстане же экономика такая, что большую часть генерации, если не ошибаюсь, около 40% потребляют 30-35 крупных энергоемких предприятий.
Соответственно перейти на «зеленые» источники энергии одномоментно не получится, это длинный путь, на котором не нужно спешить. Представить, что через 10 лет Казахстан будет весь «зеленым», страшно – это означает коллапс современной казахстанской экономической модели, основанной на тяжелой промышленности».
Поэтому прогноз такой: в стране не будет резкого подъема «зеленой» энергетики.
Возможно, что и к 2050 году мы не достигнем запланированных 50% доли ВИЭ в генерации, но на 20-30% выйти вполне реалистично.
С учетом наших особенностей, богатства углем и другими полезными ископаемыми, потенциала развития атомной энергии, со временем увеличится разнообразие источников электроэнергии. Одни доступны, другие дешевы, третьи экологичны. И в каждом конкретном случае необходимо выбирать ключевое преимущество того или иного топлива с учетом местных особенностей.
Недавно крупнейший государственный многопрофильный энергетический холдинг Казахстана «Самрук-Энерго» выбрал вариант модернизации алматинских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 путем перехода с угля на газ, чтобы решить проблему смога.
Судя по всему, тариф для потребителей станет значительно дороже, чем, если бы теплоэнергия производилась на угле, но с применением современных технологий очистки. Однако компания видит решение в смене вида топлива, это для нее приоритет.
Ответить на вопрос о том, какие могут быть области сотрудничества если не в рамках ЕАЭС, то хотя бы в двусторонних отношениях Казахстана и России по «зеленой» энергетике, непросто.
Если перебирать цепочку добавленной стоимости, видно, что «зеленые» технологии производятся точно не у нас. Как правило, это технологии датские, немецкие, оборудование может быть китайское. «Зеленые» для наших стран - это больше инструменты финансирования».
На перспективу как совместные для стран ЕАЭС можно рассматривать проекты кооперации, когда будут локализовываться предприятия по производству двигателей, лопастей ветродвигателей, фотоэлектрического оборудования, солнечных панелей.
И все же перспективы видны больше в плане «зеленого» финансирования и производства «зеленой» энергии, а не выпуска основных средств для «зеленой» энергетики. Ну и возникнет интересный и важный вопрос с торговлей выработанной электроэнергии. В ЕАЭС он пока тяжело решается даже в условиях модели традиционной энергетики».
Заседание экспертного клуба на тему «Экология как новая политика: перспективы сотрудничества в области защиты окружающей среды на Евразийском пространстве» организовано ОФ «Мир Евразии». Материал предоставлен организаторами мероприятия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus