В ближайшие четыре года в Евразийском экономическом союзе планируется создать общие энергетический и финансовый рынки. По крайней мере, об этом говорится в Договоре о ЕАЭС с указанием срока - не позднее 1 января 2025 года. Но означает ли решение этих вопросов в рамках союза движение к единой валюте?
Многие известные эксперты полагают, что обсуждать согласование валютной политики внутри ЕАЭС преждевременно. Так в интервью РБК председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Михаил Мясникович отметил: «Финансовый рынок сегодня, будем говорить так, проработан очень слабо. Да, это деликатная тема, это очень важная тема. Иногда на ней спекулируют, говоря о неких единых эмиссионных центрах или единой валюте, что отталкивает, тормозит интеграционные процессы».
Программный директор клуба «Валдай» Тимофей Бордачёв после онлайн-конференции «Россия и Казахстан: новый взгляд на многостороннее сотрудничество в Евразии», проходившей в мае 2020 года, ответил на вопрос журналистов по существу рассматриваемой проблемы: «Я считаю, что говорить о создании единой валюты и общей экономической политике не то что преждевременно, а даже рано об этом думать. Это совершенно бессмысленно и, более того, это опасно».
Обобщая самые различные точки зрения на возможность введения единой валюты в ЕАЭС, можно прийти к нескольким выводам.
Во-первых, искусственное форсирование валютной интеграции не отвечает интересам стран ЕАЭС. Единая валюта должна быть конкурентоспособной, ликвидной и приниматься в расчётах с другими государствами. В любом случае страны будут пользоваться той валютой, которая им выгодна для минимизации своих издержек.
Во-вторых, евразийский союз накапливает свой опыт для введения единого валютного режима и постепенно отказывается от доллара. Уже сегодня на территории государств-участниц ЕАЭС проявляется стремление к переходу на расчеты во внутренних валютах (по некоторым направлениям расчеты на 40-50 % проходят в национальных валютах).
В-третьих, в валютно-финансовых отношениях стран ЕАЭС важно разработать нормы прямого действия, которые были бы максимально приближены к мировой экономической реальности, и отказаться от декларативности. Также следует учитывать внешние факторы-стрессоры, влияющие на экономическое благополучие организации (пандемия, экономическая гиперконкуренция, издержки регионализации и глобальной кооперации и т.д.).
Особенности валютных отношений
Валютная интеграция на постсоветском пространстве не стала столь эффективной, как например, интеграция в сфере таможенных процедур. При этом регулирование валютных отношений в странах ЕАЭС имеет свои особенности.
В Белоруссии действует наиболее ощутимый государственный контроль над валютными отношениями, и существуют определённые валютные ограничения. Тут же стоит подчеркнуть, что наиболее либеральным является валютный режим в Кыргызстане, поскольку отсутствуют дополнительные ограничения, кроме установленных Национальным банком Кыргызской Республики.
В Армении и Кыргызстане сформированы наиболее лояльные условия для проведения валютных операций между резидентами. В указанных странах резиденты обладают правом совершать валютные процедуры между собой без лимитирования и ограничений. В остальных государствах ЕАЭС валютные отношения между резидентами запрещены. Исключения составляют операции, которые предусмотрены законодательством этих стран.
В Армении, Кыргызстане и Казахстане предусмотрено совершение валютных операций (процедур) между нерезидентами без каких либо ограничений. В России имеются незначительные ограничения в этих вопросах, а в Белоруссии установлены особые меры по регулированию валютных отношений между нерезидентами: особые условия ведения счётов в банковских системах, закрытый перечень операций, который могут совершать физические лица без ограничений.
Расчёты валютных операций, связанные со сделками импорта/экспорта во всех государствах ЕАЭС производятся свободно. За одним только исключением. В Белоруссии действует требование обязательной продажи части от выручки в результате совершения валютных действий, в России, Казахстане, Кыргызстане и Армении – требования реституции (репатриации).
Валютные операции, сопровождающие движение капитала в Казахстане, Кыргызстане и Армении осуществляются свободно. В России и Белоруссии имеются ограничения в этом вопросе. Например, резиденты Белоруссии при безвозмездном переводе денежных средств нерезидентам должны получать соответствующее разрешение у Национального банка. Так же как и требуется согласование и разрешение Национального банка Белоруссии при валютных операциях по привлечению резидентами (юридическими лицами) займов от нерезидентов.
В целом следует заметить, что регулирование валютных отношений в странах ЕАЭС имеет свои различия и особенности. При этом особые положения и нормы, связанные с деятельностью евразийского интеграционного объединения практически отсутствуют в национальном законодательстве государств.
Для первоочередного решения общих задач в рамках ЕАЭС видится необходимым обеспечение синхронности валютных циклов между государствами. Реализация скоординированной валютной политики должна опираться не только на высокую долю товаро-денежных отношений, но и на стабильный валютный курс.
Сценарии валютной интеграции
Различные подходы к валютной интеграции определяются тремя различными сценариями. В основе которых заложены следующие критерии: степень синхронности валютных циклов внутри организации, характер экономической интеграции и наличие ограничений этого процесса.
Сценарий «Паритет покупательный способности», выраженный в привязке валюты страны ЕАЭС к иной более популярной валюте.
Сценарий «Золотой стандарт», выраженный в фиксации валюты страны ЕАЭС к валюте другого государства.
Сценарий «Валютный союз», принятие существующей или разработанной валюты в рамках интеграционного объединения как основной.
Помимо выделенных сценариев видится целесообразным выделить несколько механизмов валютной интеграции, определяющих финансово-валютную инфраструктуру организации.
1. Интеграция посредством введения безналичной (наднациональной) расчётной единицы, действующей наравне с известными национальными платёжными системами.
2. Интеграция путём определения единой денежной единицы и учреждение единых органов валютного регулирования (Единый Центральный банк).
3. Интеграция с помощью образования Валютного союза, опирающегося на использование в обращении национальных денежных единиц, но при условии существования общего координирующего центра.
Полагаю, что работа по формированию Валютного союза евразийского интеграционного объединения должна проходить в сторону унификации имеющихся валютно-финансовых возможностей стран-участниц ЕАЭС.
Для этого необходимо формирование наднационального органа, занимающегося монетарной политикой и регулированием финансово-валютных операций. Полезным может оказаться опыт по созданию Единого эмиссионного центра России и Белоруссии в рамках Союзного государства. По сути, эффективная монетарная политика предполагает поддержание ценовой стабильности, стимулирование инвестиций и прозрачное регулирование валютных отношений.
Отсутствие согласованных действий центральных банков стран ЕАЭС усиливает дисбалансы в сфере валютных отношений, а различные подходы к пониманию торговых целей и внешнеторговой активности приводит к возникновению противоположных интересов. К примеру, экономика России и Казахстана носит экспорт-ориентированный характер, Кыргызстана, Армении – импорт-ориентированый.
Эффективность валютного регулирования и контроля определяется целым рядом факторов, выполнение которых служит залогом успеха успешной интеграции и кооперации.
Приблизиться к общим показателям экономического развития стран Евразийского союза. Асимметричность уровней жизни населений государств и различное восприятие ими шоковых экономических ситуаций служат барьером в вопросах планомерного распределения результатов интеграции и движения организации вперёд. Поэтому важно обеспечить синхронность протекания экономических процессов и циклов.
Сближение экономических показателей невозможно без должного институционального закрепления. Институты экономической интеграции должны охватывать не только реальный сектор экономики, но и финансово-валютный. Интеграция капиталов и формирование общих рынков товаров, услуг, энергоресурсов возможны только при условии высокой степени кооперации финансово-валютных институтов и механизмов.
Гармонизация валютных отношений и достижение почти идентичных условий репатриации в отношении резидентов государств Евразийского союза.
Поэтапная либерализация валютного регулирования и контроля в рамках ЕАЭС (до снятия валютных ограничений). Ограничения в первую очередь могут быть сняты в отношении резидентов стран Евразийского союза.
Поэтапное смягчение административных наказаний за совершение валютных правонарушений.
Решение вышеуказанных задач неизбежно способствует формированию Валютного союза в рамках ЕАЭС и стабилизации взаимных экономических выгод государств. Но сколько для этого понадобится времени? Это уже другой вопрос.
Правила комментирования
comments powered by Disqus