- Значит, вы утверждаете, что такие случаи – не редкость? Что в последнее время участились оскорбления русских на национальной почве? – спрашивала прокурор свидетеля в суде Октябрьского района Бишкека. – Нет у нас в Кыргызстане такой проблемы! Если что-то такое с вами всё время и происходит, разберитесь в себе. Поищите в себе, в чём вы сами виноваты.
Прокурор лукавит. Не может она не знать, что именно в последнее время в Кыргызстане, как никогда, заработала 330-я статья Уголовного кодекса – «Возбуждение расовой, этнической, национальной или религиозной вражды». Именно в последнее время она звучит особенно часто – и в обвинительных заключениях, и в судебных приговорах. Сотрудники ГКНБ день и ночь шерстят социальные сети, выискивая тех, кто разбрасывается неосторожными высказываниями на национальную тему.
Не совсем, правда, понятно, почему «межнац» ищут только в интернете и только в постах блогеров. Национализм – такая неприятная штука… Которая подстерегает на каждом шагу, за каждым углом. И от которой, увы, никто не застрахован.
То прозападное СМИ, публикуя информацию о задержанной банде мошенников, выставляет на всеобщее обозрение фото двоих из восьми преступников (по «стечению обстоятельств» - именно тех двоих, кто нетитульной нации). Кто по национальности остальные шестеро – читатель не знает, но с готовностью комментирует новость: «Опять орустар!»
То в коридоре какого-нибудь районного суда один адвокат вполголоса пеняет другому: «Зачем вы, байке, русских защищаете? Мы, кыргызы, должны держаться вместе!»…
Вернёмся к тому, с чего начали. К прокурору. К судебному процессу, который идёт сейчас в столичном Октябрьском суде.
Дело было 13 июня этого года. Две подруги, молодые женщины, зашли в одну из бишкекских шашлычных. В следственных и судебных документах потом будет записано: «две женщины русской национальности». О национальности тех, с кем им пришлось столкнуться, не сказано ничего, о ней мы можем судить по именам и фамилиям.
Ещё одна ремарка: совсем, кажется, недавно в официальных документах национальность граждан Кыргызстана указывалась только в исключительных случаях. В случае, например, если это – ориентировка на беглого преступника или того, кто «ушёл и не вернулся». Национальность указывалась как одна из важных примет: «мужчина европейской/азиатской внешности».
Зачем делать акцент на национальности, если речь идёт о бытовой драке? Тем более что, как говорит прокурор, инцидент случился не на почве национализма, и вообще, национальный вопрос в Кыргызстане якобы не стоит?
Зашли девушки в шашлычную. Заказали шашлык, хотели взять коньяк, но коньяка в заведении не оказалось. Официантка предложила пиво, девушки отказались. Ограничились шашлыком. Кроме них, в забегаловке за соседними столиками сидело несколько компаний. Девушки их особо не разглядывали, переключились на подошедшую кошку. Одна из «женщин русской национальности», назовём её Ириной, - человек в Бишкеке известный. Известна прежде всего своей благотворительной деятельностью. Активно помогает и нуждающимся людям, и приютам для животных. Специально для кошки заказала ещё одну палочку шашлыка, животинка с аппетитом начала есть.
Что было дальше? На это счёт есть две версии. Первая – Ирины, вторая – её оппонентов. Приводим обе, комментарии – потом.
Ирина рассказывает, что от соседнего столика к ним подошёл мальчик и несколько раз пнул кошку. Ирина, естественно, возмутилась и попросила его родителей (или кто там сидел за соседним столом) объяснить ребёнку, что так делать нельзя. В ответ услышала отборный мат. С обязательными в такие моменты угрозами от подвыпившего главы семьи – всё стандартно, ничего нового. Суть мужского недовольства – «Кто ты такая, чтобы учить меня воспитывать моих детей?»
Такие обмены любезностями в Кыргызстане и раньше заканчивались пожеланиями ехать в «свою Россию». Но до драк вроде не доходило.
Как следует из объяснительной Каныбека (имя изменено), бывшего сотрудника силовых органов, а ныне – безработного, на самом деле его сынишка подошёл погладить кошку. А «эти русские» стали мальчика отгонять, попутно называя его родителей идиотами и бестолочами. Затем перешли и к откровенным националистическим оскорблениям, из которых самое приличное – чурка.
Теперь комментарий. Трудно, конечно, делать какие-то выводы, не присутствуя на месте происшествия и руководствуясь лишь житейским опытом. Но опыт подсказывает, что не стали бы адекватные и абсолютно трезвые девушки ни с того ни с сего нападать на чужого ребёнка. А уж то, что они в здравом уме в Кыргызстане, среди десятка кыргызов называли бы их чурками и черно… всякими-разными, - вообще выглядит антинаучной фантастикой. Ну не хватит на это духу ни у одного психически здорового русского!
Зато в то, что националистические лозунги выкрикивались в адрес русских, верится легко. Такое бывает. Нередко. Испытано, как говорится, на собственной шкуре.
Били Ирину жестоко. Каныбек, его жена – пускай она будет Бермет (врач одного из столичных центров семейной медицины, находившаяся, между прочим, на поздних сроках беременности). Подключилась другая компания, до этого тоже что-то шумно отмечавшая в шашлычной. Били руками, ногами, кидали в неё подручные предметы. В пылу драки стянули с неё сарафан, державшийся на резинке. Ирина, как могла, отбивалась, пока работники шашлычной не затащили её в подсобку, где она слегка отдышалась до приезда милиции.
Милиция в Кыргызстане мононациональна. Это не хорошо и не плохо, это ни о чём не говорит. Это просто констатация факта. Милиции проще и сподручнее общаться с народом на кыргызском языке. Если Ирина, например, государственным языком не владеет – это её личная беда. Никто ей ничего не должен и ничем не обязан. Нужен переводчик, чтобы понять, о чём написала в объяснительной противоположная сторона конфликта, - ищи переводчика. Просишь приобщить к материалам дела видеозапись из шашлычной – договаривайся, как хочешь, с её хозяином. Хозяин, раз уж пошла такая пьянка, тоже нерусский. Видео не дал. Следователю дал бы, никуда бы не делся, но следователю это неинтересно.
А позже хозяин забегаловки и вовсе письменно объяснил, что при инциденте не присутствовал и ни о чём не имеет понятия…
Статью 330 УК КР в данном случае, к сожалению, не применить. Дело было не в соцсетях, а в реальной жизни. Фигуранты – не журналисты и не блогеры. Призывы «Орустар, валите в свою Россию!» слышали всего-то человек десять-пятнадцать. Так что пресловутый национальный вопрос здесь тактично замолчали. Событие проходит как мелкое хулиганство. А национализма, в том числе и бытового, по словам прокурора, в Кыргызской Республике нет.
Тем, кого оскорбляют, выгоняя в Россию (несмотря на то, что они такие же граждане Кыргызстана, как и те, кто гонит), надо, по совету прокурора, поискать проблему в себе. Очень многим кыргызстанцам, между прочим, придётся заняться самокопанием. Потому что очень многие периодически слышат: «Орус, жунбаш, вали в Рашку!» Это значит, с кыргызстанцами нетитульной нации что-то не так? Или что-то не так с определённой категорией «титульных», агрессивно настроенных против всего русского и осознающих свою безнаказанность?
Очень хочется верить, что в ближайшее время ГКНБ начнёт урезонивать не только зарвавшихся блогеров, но и прочих граждан со слишком длинными языками и руками, но короткой памятью и совестью.
Правила комментирования
comments powered by Disqus