Вопрос о перемещении граждан между регионами Туркменистана теперь решают специальные комиссии. Ранее разрешение на выезд выдавали сотрудники МВД, которые за деньги соглашались поверить в необходимость поездки. С начала ноября получение разрешения серьезно усложнилось.
Еще недавно гражданин, желающий покинуть место жительства, должен был пройти осмотр в поликлинике, получить разрешение в полиции по месту прописки, купить билет на самолет и сдать тест на COVID-19 в санэпидемстанции. Справка в полиции легко оформлялась за деньги — например, в Болдумсазском этрапе Дашогузского велаята ее стоимость составляла 100-150 манатов ($4-6 по рыночному курсу).
Однако теперь все усложнилось. Источники свидетельствуют, что сейчас убедить в необходимости поездки нужно целую комиссию. При этом в каждом регионе система работает по-своему.
В Марыйском велаяте комиссия из четырех-пяти человек заседает в здании ЗАГСа. В ее состав входят представители миграционной службы, Минздрава и других ведомств. Они требуют все документы, подтверждающие необходимость поездки, и не выносят окончательного решения. Гражданину обещают через несколько дней направить в санэпидемстанцию уведомление о том, разрешен ли ему выезд. Если решение положительное, то санэпидемстанция включит его в список на сдачу теста на COVID-19.
«В ЗАГСе со мной буквально с порога разговаривали грубо, — рассказывает житель Марыйского велаята. — Когда я спросил, где заседает комиссия, мне сказали, что незачем никуда ездить. Чтобы найти нужный кабинет, пришлось поругаться. В очереди было 15-20 человек. Многих вообще не пропустили на комиссию, туда надо прорываться с боем».
По информации источников в Мары, коррупция никуда не делась, покинуть регион за взятку по-прежнему можно. Однако это уже далеко не так просто, как было при оформлении разрешений в полиции. Выяснить размер взяток пока не удалось.
В Туркменбаши комиссия заседает в здании агентства по продаже билетов (впрочем, в Мары ЗАГС тоже находится по соседству с этим учреждением). Как ни странно, в агентстве источнику turkmen.news сказали, что свободные билеты есть и на завтра, и даже на вечер того же дня. Туркменбаши — популярное направление, обычно достать билеты на близкую дату не удается. Вероятно, наличие билетов связано со снижением спроса из-за карантинных ограничений. При этом осталось неизвестным, сколько времени комиссия решает вопрос о выезде и имеется ли в реальности возможность получить ее одобрение уже к вечеру.
А в ашхабадском агентстве корреспонденту turkmen.news сказали, что получить разрешение на поездку в гости к родственникам в Мары он не сможет. Уехать без объяснения причин могут лишь те, кто имеет марыйскую прописку, а с ашхабадской пропиской в самолет не пустят. Исключение делают лишь для людей, имеющих при себе справку о командировке или документы, подтверждающие свадьбу или поминки родственников. Комиссия заседает непосредственно в аэропорту Ашхабада.
В конце октября радио «Азатлык» сообщало, что власти Туркменистана рассматривают введение полного локдауна с 1 ноября. Источники издания утверждали, что возможен не только полный запрет на перемещение между регионами, но и ограничения на выход из дома. В итоге тотальный карантин все-таки не был введен, однако 2 ноября «Азатлык» сообщил об ужесточении правил выезда из регионов.
Официальные документы о запрете перемещений не публиковались, открытого списка уважительных причин не существует. Обо всех правилах выезда гражданин слышит от чиновников в устной форме лишь тогда, когда начинает пытаться получить разрешение. Это создает широкие возможности для коррупции.
В настоящее время железнодорожное и автобусное сообщение между регионами Туркменистана приостановлено, многие автомобильные трассы перекрываются. Единственным способом перемещения остаются внутренние авиарейсы, цены билетов на которые завышаются иногда в 15-17 раз. Осмотр в поликлинике и тест на COVID-19 также не являются бесплатными. Причем, по информации источников turkmen-news, в поликлинике и санэпидемстанции можно заплатить чуть больше обычного и получить медицинские справки без прохождения осмотра и сдачи тестов.
Стоит отметить, что вице-премьер Байрамгельды Овезов 5 ноября доложил президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову о перевыполнении плана в сфере перевозок. Как сообщает госинформагентство Туркменистана, за январь-октябрь 2020 года план в сфере грузо- и пассажироперевозок по автомобильному, железнодорожному, воздушному и морскому транспорту выполнен, соответственно, на 111,6 и 100,6 процента. Как это удалось в условиях карантина, не уточняется. В отчете о заседании правительства вообще не упоминаются карантинные меры.
По официальной версии, COVID-19 не проник в страну. Туркменистан и Северная Корея на сегодня остаются последними странами мира с населением более 1 миллиона человек, власти которых отрицают наличие инфицированных. Неофициальные источники регулярно сообщают независимым СМИ о гражданах Туркменистана, болеющих COVID-19 и умирающих от него. Turkmen.news удалось достоверно подтвердить информацию о смерти 41 гражданина, их имена размещены на Доске памяти на нашем сайте. Это далеко не полный список: получение сведений из Туркменистана крайне затруднено, а мы помещаем на Доску памяти имена только тех людей, смерть которых от коронавируса удалось подтвердить с достаточной точностью.
Правила комментирования
comments powered by Disqus