Зона свободной торговли Вьетнама и ЕАЭС существует уже четвертый год, и за это время взаимный товарооборот показал заметный рост. При этом даже в условиях пандемии по отдельным направлениям торговли было замечено укрепление связей. Тем не менее, пока что товарам из стран Союза составляет серьезную конкуренцию продукция таких партнеров Вьетнама, как Китай и США. Какие шаги следует предпринять ЕАЭС, чтобы улучшить положение, проанализировал научный сотрудник Института европейских исследований при Вьетнамской академии общественных наук, профессор Нгуен Кань Тоан.
4 года свободной торговли
Евразийский экономический союз стал важным примером региональной экономической интеграции на севере и в центре евразийского континента, используя принципы и нормы Всемирной торговой организации в законодательных актах наднационального уровня. Заключение торговых соглашений ЕАЭС с «третьими странами» будет способствовать увеличению его доли в мировой торговле и усилению его положения в международных экономических отношениях. Формирование общих рынков в рамках Единого экономического пространства ЕАЭС рассматривается как современный этап выработки согласованного подхода к сотрудничеству с внешним миром для повышения значения данного объединения на мировой арене.
С момента вступления в силу соглашения о Зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом уже минуло четыре года. Однако сотрудничество в целом и соотношение товаров и торговли в частности пока несовместимы с тем, чтобы быть долгосрочным стратегическим партнером. По сравнению с долей товарооборота между Вьетнамом – Китаем, Вьетнамом – США, ЕАЭС находится на очень низком уровне.
В условиях пандемии COVID-19 во Вьетнаме ожидается, что в 2020 г. экспортно-импортный оборот республики составит $527 млрд, из которых экспорт достигнет около $267 млрд, а импорт – около $260 млрд; положительное сальдо торгового баланса составит около $7 млрд. По данным Главного таможенного управления Китая, за первые восемь месяцев 2020 г. двусторонний товарооборот между Вьетнамом и Китаем достиг $111,2 млрд, что на 13,4% больше, чем за тот же период прошлого года. За первые 10 месяцев 2020 г. двусторонний товарооборот между Вьетнамом и США достиг $73,9 млрд. Ожидается, что всего в 2020 г. двусторонний товарооборот между Вьетнамом и США достигнет около $80 млрд.
Тем не менее, Вьетнам по-прежнему является небольшим партнером в списке торговых партнеров ЕАЭС. Его доля во внешней торговле ЕАЭС после вступления в силу ЗСТ увеличилась только с 0,81 до 0,93% – очень скромный показатель по сравнению с другими партнерами ЕАЭС.
Вступившее в силу в октябре 2016 г. соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом подразумевает обнуление импортных пошлин на 98% тарифных линий, унификацию мер таможенного регистрирования, упрощение доступа производителей стран ЕАЭС на рынок государственных закупок Вьетнама. По состоянию на 2020 г. отменены 2/3 импортных пошлин, оставшиеся будут обнулены в течение 10 лет.
Напоминаем, что 2019 г. был объявлен годом Вьетнама в России. Тем не менее, товарооборот между нашими странами пережил спад. При этом, глядя на торговую статистику 2020 г., хочется назвать годом Вьетнама как раз-таки текущий, «пандемийный». С первых месяцев внешнеэкомические отношения между нашими странами получили положительное развитие: доступ на вьетнамский рынок, наконец, получили российские экспортеры свинины и индейки. Кроме того, в январе-мае Вьетнам увеличил закупки в России солодового экстракта (в 1,7 раза до $7 млн) подсолнечного масла (в 2,4 раза до $4,3 млн), говядины (на 39% до $1,8 млн).
С момента вступления в силу соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и ЕАЭС, экспорт между Вьетнамом и ЕАЭС увеличивается каждый год, часто выше, чем в предыдущем году, хотя все еще далеко от достижений желаемого товарооборота как между Вьетнамом и Китаем, США, ЕС и с АСЕАН.
Как нарастить товарооборот
Для создания новых факторов роста конкурентоспособности на современном этапе интеграции ЕАЭС необходим единый подход к формированию общих рынков, использованию технических регламентов ЕАЭС, имеющих значительное воздействие на увеличение торговли по сравнению с дальнейшим снижением таможенных тарифов. И ЕАЭС и Вьетнаму в ближайшее время необходимо изменить способ продвижения наших продуктов на рынок – с формы взаимодействия со СМИ (B2B) на форму от потребителя к потребителю (B2C) и с использованием английского языка. Следует обратить внимание на то, что 99% вьетнамских предприятий не используют русский язык для торговли.
Кроме того, после 4 лет внедрения возникли конфликты по квотам на импорт в ЕАЭС. Министерство промышленности и торговли получило уведомление от ЕЭК, предупреждающее, что швейная и текстильная продукция Вьетнама пользуется льготными экспортными тарифами в ЕАЭС в соответствии с Соглашением о свободной торговле между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом под угрозой превышения порогового уровня для применения меры защиты в 2020 г. в соответствии с вьетнамскими правилами.
По мнению вьетнамских предприятий, необходимо пересмотреть контроль за квотными ограничениями на текстильные и швейные изделия, в частности, экспорт вьетнамских платьев и женской одежды в ЕАЭС в период с января по сентябрь 2020 г. достиг 94,4% порога, установленного на этот год; льготный импорт костюмов, курток, блейзеров, брюк на период с января по сентябрь 2020 г. – 72,0% соответствующего порогового уровня на 2020 г., а льготные ставки импорта рубашек, пуловеров, жилетов и блузок составляют 71,5% от соответствующего порогового уровня на 2020 г.
Находящаяся в свободном доступе предварительная статистика показывает, что во Вьетнаме долгое время доля доллара в экономике всегда больше 20%, в таких странах региона, как: Индонезия, Таиланд, Малайзия всего около 7-10%. С вьетнамской стороны мы принимаем решение по ограничению долларизации вьетнамской экономики. В торговле между Вьетнамом и ЕАЭС необходимо иметь соглашение об оплате в валюте по обменному курсу, согласованному обеим сторонам. Например, обменный оборот между Вьетнамом и Китаем, США, ЕС и с АСЕАН.
Более глубокая интеграция с ЕАЭС и будущее сотрудничество, возможно, в форме наблюдателя или полноправного члена во многом зависит как от Вьетнама, так и от самого ЕАЭС, но, что наиболее важно – от торговых обменов. Товарооборот необходимо увеличить во много раз, по крайней мере, до одной трети от оборота Вьетнам-Америка или Вьетнам-Китай. Снижая транспортные расходы, ЕАЭС необходимо агрессивно увеличивать инвестиции в поддерживающие отрасли, в которых Вьетнам модернизирует свою промышленность и испытывает нехватку капитала и передовых технологий.
Торговля Вьетнама с Беларусью и Россией
Как сообщает российское новостное агентство «Спутник», представитель Российского экспортного центра (РЭЦ) во Вьетнаме Роберт Курило заявил, что пандемия COVID-19 не может помешать процессу экспорта российской продукции во Вьетнам, хотя она и вызвала много трудностей для определения направлений деятельности РЭЦ.
Наоборот, между двумя странами наблюдается значительное расширение торговых контактов. Например, компания «Тамбовский бекон» подписала контракт на поставку Вьетнаму свинины стоимостью в $4 млн. Компания, которая выпускает растительное подсолнечное масло под брендом «Мамруковское», подписала контракт на $3 млн. А компания «Гарант» предоставляет мясные консервы по подписанным контрактам на сумму $2 млн. Несколько российских компаний также ведут переговоры о поставках во Вьетнам ряда других продуктов, включая детское питание и различные натуральные соки.
Интерес вьетнамских импортеров проявляется не только к продуктам питания. Россия подписала контракт на экспорт во Вьетнам огромной партии неваляшек на сумму почти $1,5 млн, в подписании этого контракта РЭЦ играл роль посредника. Это известная русская (раньше советская) игрушка, которая когда-то была хорошо знакома вьетнамским детям. Контракт подписан на три года. Неваляшка появилась во многих магазинах крупнейшей сети книжных магазинов «FAHASA» во Вьетнаме.
По словам Представителя РЭЦ, в Россию поступили заявки на поставку детской и материнской косметики, сырья для кормов, березовой фанеры для мебельных заводов Вьетнама. Кроме того, две страны также обсуждают ряд проектов в области информационных технологий, связанных с реализацией российской программы «Умный город» во Вьетнаме.
Что касается торговли между Вьетнамом и Беларусью, за первые 10 месяцев 2019 г., экспорт и импорт товаров были почти равны и достигли $88,5 млн и $83,1 млн, соответственно. Вьетнам становится «мостом» Беларуси в Юго-Восточной Азии для присоединения к рынкам соседних стран АСЕАН.
Правила комментирования
comments powered by Disqus