Но межэтническая напряженность продолжает расти
В Казахстане все больше нарастает межнациональное напряжение, и его нельзя замалчивать. Многие из нас говорят, что в нашей стране нет национализма, что это все россказни некоторых отдельных личностей для стравливания казахстанцев. А так все хорошо, все казахи дружат и с русскими, и узбеками, и вообще со всеми. На самом деле, как это не грустно осознавать, у нас пышным цветом зацвела ксенофобия, ее катализатором стали и кордайские события. Ситуация сейчас становится очень нехорошей, и нужно решать, что с этим всем делать, ибо потом будет поздно.
К сожалению, можно констатировать, что Ассамблея Народов Казахстана не справляется со своими функциями. Кроме того, пять лет назад во всех областях были учреждены коммунальные госорганизации «Қоғамдық келісім», задача которых — это пропаганда казахстанской модели общественного согласия и национального единства, внедрение ее в общественное сознание, поддержка Ассамблеи Народов Казахстана, а также этнокультурных объединений в упрочении общественного согласия и консолидации общества.
В этих учреждениях работает немалое количество сотрудников, причем большая часть из них это казахи. В целом на их деятельность выделяется около трех миллиардов тенге в год. Но вот какого-то эффекта от их деятельности также не наблюдается. Было бы куда эффективнее направлять эти финансы на проведение всеохватывающих соцопросов, для того чтобы выявить реальные причины межнациональных разногласий, оценить вероятные последствия таких инцидентов и определить способы их решения.
По поводу кордайских событий, на мой взгляд, причина погромов дунган кроется не только в социальной неустроенности погромщиков, а и в падении уровня образования культуры и изменении сознания. Это доказывают яростные попытки националистов оправдать действия устроивших погромы, а также заявления об изгнании из Казахстана «инородцев», которые якобы не чтят титульную нацию, ее язык, ценности и многое другое.
Что касается казахского языка, незнание которого так бесит ярых националистов, для решения этой проблемы из госбюджета также выделяется немалое количество средств. Приведу в пример Карагандинскую область. Так, областному управлению по развитию языков было выделено 155,5 миллиона тенге, на реализацию госполитики в регионах по развитию языков – 94,3 миллиона тенге, на развитие казахского языка, а также других языков – 61,2 миллиона тенге. В целом свыше 300 миллионов тенге. Подобные расходы предусмотрены во всех областях. То есть получается, что в год на эти цели выделяется около 5-6 миллиардов тенге.
Однако интересно, на что тратятся эти финансы, например, в Кызылординской области, население которой на 97% состоит из казахов, а остальные ее жители практически все владеют казахским языком. Подобная ситуация в Атырауской и Мангистауской областях, в которых проживают 90% коренных казахов. Также интересно, каким образом региональные управления и райотделы развивают казахский язык, и почему нет результатов. Помимо этого, хотелось бы знать, разрабатывается ли какая-либо методика обучения казахскому языку в школах, выпускается ли на госязыке учебная и познавательная литература, и что вообще делается в этой сфере.
По-моему, сейчас самое время для кампании против ксенофобии, нужно искоренять ее, объяснять гражданам, какие могут из-за нее быть последствия. Также нужно ввести отдельную норму в Уголовный кодекс, карающую именно за разжигание межнациональной розни. В том числе нужно активно бороться с ее проявлениями в средствах массовой информации и соцсетях. Для этого можно было бы часть средств, выделяемых для «Қоғамдық келісім», перенаправить на создание спецслужбы, которая бы мониторила СМИ и соцсети и выявляла бы разжигающих ненависть к другим нациям граждан. И глядишь, граждане бы, наконец, начали думать над тем, что пишут в отношении остальных этносов.
Вместе с тем необходимо принципиально и политически осудить погромщиков дунган в Кордайском районе Жамбылской области и признать эти столкновения межнациональными. Ведь до сих пор власти продолжают расценивать эти события февраля прошлого года как обычные беспорядки на бытовой почве. При этом подвергаются судебному и моральному давлению представители местной дунганской общины, которых пытаются обвинить в том, что они пытались сопротивляться. Только после того как будут найдены истинные организаторы и зачинщики этой резни, а они, похоже, разгуливают на свободе, можно будет говорить о том, что ситуацию удалось хоть как-то урегулировать. Иначе повторения погромов в еще больших масштабах нам не избежать.
Правила комментирования
comments powered by Disqus