Долгосрочные осложнения после COVID-19 могут поражать практически любые органы
У некоторых выздоровевших от COVID-19 и спустя несколько месяцев сохраняются его последствия. У кого-то не проходят одышка, повышенная утомляемость, нарушение восприятия запахов и вкусов. У других пропавшие было симптомы внезапно возникают снова, иногда к ним добавляются новые. Бывает, что ковид переходит в тяжелое хроническое заболевание, поражая практически любые органы. Так происходит в 10–15% случаев. Врачи называют это постковидным синдромом (ПКС).
Национальный институт здоровья Великобритании предлагает считать постковидным синдромом «признаки и симптомы, появляющиеся в ходе или после инфекции, течение которой укладывается в клиническую картину COVID-19, и продолжающиеся более 12 недель, если их нельзя объяснить другим, альтернативным диагнозом».
Список таких признаков и симптомов уже несколько месяцев пытается составить ВОЗ, но это куда сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Дело в том, что новый коронавирус передается преимущественно воздушно-капельным путем, его привыкли считать респираторным заболеванием: попав в организм через нос или рот, вирус поражает верхние дыхательные пути, а затем спускается в легкие.
Однако еще год назад ученые выяснили: стоит новому вирусу проникнуть из носоглотки в кровь, он быстро разносится по всему телу и «бьет» по наиболее уязвимым органам. Доказано, что SARS-CoV-2 способен нарушать работу нервной системы, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и сердечно-сосудистой систем. Значит, и долгосрочные осложнения COVID-19 могут проявиться практически где угодно.
«ПКС поражает самые разные органы, так что проблема это явно междисциплинарная», – отмечает главный технический специалист ВОЗ по борьбе с пандемией COVID-19 Мария Ван Керкхов. По ее словам, на протяжении последнего года она встречалась со множеством пациентов, которые жаловались на сильно затянувшуюся болезнь и просили ВОЗ хотя бы публично признать, что синдром существует на самом деле, а не является плодом воображения самих переболевших. Даже если человек перенес ковид относительно легко и достаточно быстро выздоровел от самой болезни, она может иметь крайне неприятные долгосрочные последствия, считает Мария Ван Керкхов.
По данным Национальной статистической службы Великобритании, почти у каждого седьмого пациента с подтвержденным диагнозом COVID-19 симптомы коронавируса растягиваются по меньшей мере на три месяца, сообщает Би-би-си. Можно предположить, что на сегодняшний день в той или иной степени признаки и симптомы «долгого ковида» могут испытывать по меньшей мере около 15 млн человек, а то и больше.
Фрэнсис Коллинз, возглавляющий Национальный институт здоровья США, выступая в Конгрессе в конце апреля, оценил число американцев, у которых COVID-19 уже спровоцировал хронические проблемы со здоровьем, на уровне 3 млн человек. В основном на несколько месяцев симптомы COVID-19 затягиваются у относительно молодых пациентов (средний возраст людей с признаками ПКС – 40 лет), причем женщин среди них значительно больше, чем мужчин (70–80%).
Ученые уверены, что помимо утомляемости, проблем с дыханием и нарушения когнитивных функций ПКС может давать и другие побочные эффекты, иногда совершенно неожиданные. Например, если весной прошлого года одним из характерных симптомов COVID-19 считалась временная пропажа обоняния (аносмия), то теперь у пациентов, уже переболевших коронавирусом, все чаще отмечается нарушение нормальной работы обонятельных рецепторов (паросмия) – когда самые привычные вещи вдруг начинают пахнуть канализацией, гнилой рыбой или сгоревшим пластиком.
Академик РАН Александр Чучалин, возглавляющий Российское респираторное общество, рассказал, что у пациентов с ПКС врачи стали часто диагностировать «постковидный миокардит». По его словам, наряду с легкими основной удар вируса приходится на сердечную мышцу. Кроме того, COVID-19 может спровоцировать фиброз (образование рубцов) не только легких, но и любого органа, до которого добрался вирус. Это происходит, когда иммунная система пациента перестает справляться с инфекцией и начинает фактически «замуровывать» вирус, превращая рабочие клетки печени, почек, поджелудочной железы, селезенки или других органов в соединительную ткань.
Глава научного направления в исследовательском фонде PolyBio Эми Проал в интервью Би-би-си перечислила четыре возможные причины «долгого ковида».
Первая: в ходе острой фазы заболевания коронавирус сильно повреждает какой-либо орган, например за счет фиброза. Когда острая фаза проходит, пораженный орган не всегда может восстановить свои функции в полном объеме. То есть фактически COVID-19 провоцирует не связанное с вирусом напрямую хроническое заболевание.
Вторая: несмотря на то что ПЦР-тесты не могут обнаружить вирус, он не покидает тело пациента окончательно, а остается в том или ином органе, например, в ткани печени или в центральной нервной системе. Именно такие случаи описаны у пациентов, переболевших вирусами Зика или Эбола.
Третья: коронавирус SARS-CoV-2 нарушает с детства заложенные настройки иммунной системы организма и сбивает сигналы белков-интерферонов, которые сдерживают другие вирусы, постоянно живущие в организме. В результате эти вирусы активизируются и начинают активно размножаться. Например, по словам доктора Проал, за время пандемии вышло уже несколько исследований, доказывающих реактивацию у коронавирусных больных вирусов герпеса.
И наконец, четвертая возможная причина – генетика, когда в результате случайного совпадения коронавирус фактически вступает в конфликт с ДНК пациента, превращая COVID-19 в хроническое аутоиммунное заболевание. Происходит это, когда один из производимых в организме пациента белков оказывается похожим по форме и размеру на белок самого вируса. Этот феномен известен как молекулярная мимикрия, и даже если по составу между двумя белковыми молекулами нет почти ничего общего, такого совпадения может быть вполне достаточно. Запущенный организмом агрессивный иммунный ответ на заражение неизбежно будет попутно уничтожать и собственные клетки пациента, производящие необходимые ему белки.
За эпидемической ситуацией следили и авторы общественно-политических Telegram-каналов «Сегодня (15 июня) в России выявлено 14 185 случаев заражения «уханькой» - больше, чем вчера (13 721), но меньше, чем позавчера (14 723)», - констатируют «Мюсли вслух». «В Москве за сутки выявлено 6805 новых заболевших коронавирусом», - отмечает в своем канале главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов.
Авторы «Беспощадного пиарщика» пишут о том, как правильно реагировать на новости: «Мыть и дезинфицировать руки, носить везде маски, поменьше бывать в общественных местах, стараться меньше присутствовать в закрытых помещениях — лифтах, самолётах, общественном транспорте». «Имел ли коронавирус искусственное происхождение?», – как принято говорить, «вы находитесь здесь», - описывает ситуацию «Мышь в овощном». - Дискуссия продолжается, и тон в ней задают отнюдь не ученые. И если (или – «когда») консенсуальный ответ на этот вопрос окажется положительным – то дискуссия пойдет дальше. Искусственность происхождения сама по себе не объясняет пандемию».
Правила комментирования
comments powered by Disqus