Спустя почти 30 лет после обретения независимости, правительство Казахстана все еще не решило придать расположенным на севере Петропавловску и Павлодару казахские названия. Причины и возможные последствия переименований этих городов рассмотрены в статье политолога Алиманы Жанмукановой (Казахстан), специально для аналитической платформы CABAR.asia.
Источник: Замороженная деколонизация Казахстана. Будет ли переименование Петропавловска и Павлодара?
После обретения независимости Казахстан, следуя примеру других постсоветских государств, решил построить свое государство на основе коренной казахской этнической группы. Это, в свою очередь, повлияло на усиление казахской этнической идентичности в целом, способствовало распространению этнической символики и наименований по всей стране. Несмотря на политическую и экономическую нестабильность, правительство изо всех сил старалось укрепить ранее слабую и неясную идею казахской государственности, в том числе, путем переименования географических точек на казахский лад.
До обретения независимости в стране доминировали русский язык и культура, а географические названия многих населенных пунктов, городов и местностей Казахстана были названы по-русски или просто сохранили прежние названия данные им в период Российской империи. Учитывая это, власти Казахстана начали активную «топонимическую месть», когда сотни и сотни населенных пунктов по всей стране разного масштаба и важности были быстро переименованы на казахский лад или получили совершенно новые названия на казахском языке. Однако, 2 из 17 крупных городов Казахстана – Петропавловск и Павлодар не были подвергнуты этому процессу.
Возникает вопрос, почему казахстанское правительство не изменило названия всех крупных городов сразу после обретения независимости, поставив все точки над и раз и навсегда? Для этого важно изучить историю городов, этническое русское меньшинство в Казахстане, российско-казахстанские отношения и внешнюю политику России в отношении постсоветских государств.
Петропавловск и Павлодар: история и попытки их переименования
История двух городов началась в XVIII веке, когда во время правления Елизаветы Петровны было признано, что для укрепления южных границ Российской империи на вновь завоеванных территориях необходимо срочно начать строительство новой линии Ишима. Укрепительные крепости были построены и охранялись военными отрядами Российской империи казаками. Их потомки, проживающие в северном Казахстане этнические русские, могут по сей день связывать свои корни с ними, так как многие остались и обзавелись семьями на территории.
Павлодар был основан в 1720 году как Коряковский форт с целью закрепиться на новых землях и защитить казаков от нападений джунгаров. Хотя поселение сначала называлось Коряковским фортом, позже оно было расширено и получило название города Павлодар. С 1861 года город Павлодар носит имя сына императора Александра II, великого князя Павла Александровича, родившегося в 1860 году.
Петропавловск был основан в 1752 году как военная крепость Святого Петра на месте урочища Кызыл-Жар, на правом берегу реки Ишим. Город был назван в честь святых апостолов Петра и Павла, считавшихся покровителями военных. Кроме того, Петр считался хранителем ключей к раю, так как Петропавловск являлся воротами для великих завоеваний на юг, будучи входом в остальную часть Центральной Азии.
Несмотря на устоявшийся характер названий, у двух городов всегда были казахские альтернативы, например Кызыл-Жар для Петропавловска, Сарыарка и Кереку для Павлодара. Было предпринято несколько попыток переименовать эти города, но все они вызвали сильную негативную реакцию со стороны местного населения, обычно со стороны русскоязычных жителей, включая самих этнических казахов. Самая гласная попытка произошла в Петропавловске в 2010 году, когда представители правительства начали дискуссию и выдвинули идею переименования города. Обычно очень пассивные и аполитичные жители города неожиданно развернули полноценную кампанию против переименования. Жители мобилизовались очень быстро и настойчиво, используя желтые ленточки в знак протеста, выразили свое желание и требование разрешить Петропавловску сохранить свое имя. В Павлодаре вопрос о смене названия поднимается часто, но никогда не доходит до серьезных попыток со стороны правительства или общественности.
Когда в 2019 году Астана была переименована в Нур-Султан, стало очевидно, что правительство способно переименовать крупный город без каких-либо публичных обсуждений и сделать это довольно быстро. Тем не менее, такой сценарий маловероятен в случае с Петропавловском и Павлодаром: возможные проблемы затрагивают не только демократические аспекты и мнение гражданского сообщества. Здесь речь идет также о риске ухудшения взаимоотношений с Российской Федерацией и этническим русским меньшинством в Казахстане, что может указывать также и на угрозы в вопросах территориальной целостности страны.
Фактор этнического состава и идентичности
Важно отметить, что на заре обретения Казахстаном независимости страна была очень разобщена с точки зрения этнического состава. Несмотря на то, что казахская этническая группа была меньшинством и признана титульной национальностью, на момент приобретения независимости она составляла всего 39,6%, в то время как этнические русские составляли 37,8% от всего населения. Этот шаткий этнический состав нового независимого государства создал предпосылки к конфликтам, сепаратизму и напряженным отношениям между двумя этническими группами. Это особенно актуально, поскольку большинство этнических русских сосредоточено на севере и востоке Казахстана, составляя большинство в городах, граничащих с Россией.
Сложившаяся в начале 90-х годов уязвимая политическая ситуация и внезапная казахизация побудили многих этнических русских усомниться в своем гражданстве и задуматься об автономии от недавно сформированного казахского государства. Было предпринято несколько попыток отделиться от Казахстана и присоединиться к России, или создать собственную русскоцентричную автономную территорию. Несмотря на организованные движения и сильную приверженность к этой идее, первому президенту страны Нурсултану Назарбаеву и правительству удалось подавить, взять под контроль и ослабить сепаратистские настроения в Казахстане.
Извлекая уроки из этих конфликтов, правительство внесло коррективы в политику построения нации, приняв идею мультикультурализма и единства всех под общей идентичностью казахстанцев, подходя к вопросам этнических меньшинств с чуткостью, терпимостью и осторожностью. Тем не менее, российский вопрос для Казахстана далек от разрешения.
Несмотря на постоянный отток этнических русских из страны, значительная их часть по-прежнему проживает в городах на границе с Россией. Например, в городе Петропавловск этнические русские составляют 59,28%, в то время как казахи – только 29,99%, в Павлодаре этнические русские составляют 41,11%, а казахи – 47,71%. Можно провести аналогию и с другими приграничными северными и восточными городами, такими как Костанай, Кокшетау и Усть-Каменогорск.
При этом наличие имперских амбиций со стороны России, нарушение территориальной целостности соседних государств или заявления в виде притязаний, могут косвенно активизировать этническое русское меньшинство на местах в Казахстане, давая им повод для возрождения идей ирредентизма и сепаратизма, и побуждая их к активной агитации подобных деструктивных идей. Война в Грузии, аннексия Крыма, заявления президента России Владимира Путина о «подарках» постсоветским государствам и государственности Казахстана, могут стать поводом для активизации сепаратистских идей и, одновременно, усиления раздражения казахских националистов.
После заявления высокопоставленного российского депутата Вячеслава Никонова о том, что северный Казахстан должен принадлежать России, казахские националисты потребовали немедленного переименования крупных городов – Петропавловска и Павлодара. Сторонники этого утверждают, что присвоение этим городам казахских названий положит конец спорам и дискуссиям между казахами и русскими об истинной принадлежности этих земель.
Если заглянуть в историю этнического русского меньшинства в Казахстане, можно увидеть, что многие из них не выбирали жить в «Казахстане», они выбирали поселиться в и культивировать новые завоевания Российской империи или Советского Союза, или были насильственно переселены в эту страну. Как вспоминает жительница Петропавловска решение своего дедушки переехать в Петропавловск, «в то время не было большой разницы, не имело значения, переезжать в Екатеринбург, Петропавловск или Омск, все было одной страной».
В этом смысле идеи казахизации и доминирования казахского этноса для многих могут быть чужды и не желаемы. Это особенно актуально для значительной части этнических русских в Казахстане, которые могут проследить свои корни до военных казачьих групп, поскольку среди них есть устойчивое понимание о принадлежности поселений, которые были основаны и охранялись их предками. Для них переименование населенных пунктов на казахский лад может быть воспринято как поражение и посягательство на их исторические права. Хотя они являются гражданами и резидентами независимого Казахстана, проживание в городах, которые носят русское название, и где этнические русские составляют большинство удовлетворяет их и служит комфортным компромиссом.
Известно, что в хаосе распада Советского Союза около 25 миллионов этнических русских остались «за границей», за пределами своей исторической родины. Этот травмирующий опыт до сих пор определяет и запутывает идентичность этнических русских, проживающих на постсоветском пространстве, заставляя их сомневаться в своем месте жительства, гражданстве и отношении к исторической родине – России.
Очевидный факт, что сохранение в Казахстане городов, носящих русские названия Петропавловск и Павлодар, придают этническим русским чувство причастности и понимания их места в стране с позиции власти и этнической собственности. Уничтожение этого кардинальным образом повлияет на отношения между этническим русским меньшинством и правительством Казахстана.
Доля русских по районам и городам областного и республиканского подчинения Казахстана на начало 2021 года.
Прочные связи с Россией
Российская Федерация не только географически близко расположена к Петропавловску и Павлодару, но и оказывает большое влияние на социально-политические процессы этих городов. В первые годы независимости из-за плохого качества и почти полного отсутствия казахстанского медиаконтента, российское телевидение было единственным источником развлечений, и остается им по сей день для многих. Как итог, российские СМИ, в том числе Рунет, очень популярны среди жителей обоих городов.
Столь же сильно экономическое влияние со стороны России и российского бизнеса на эти города. Если говорить в целом, как известно, Россия экспортирует в Казахстан больше, чем импортирует из него, обеспечивая страну товарами первой необходимости, сельскохозяйственным сырьем, продукцией химической промышленности и многим другим. Еще один важный фактор для экономики северных регионов является российская железная дорога, контролирующая железнодорожную станцию Петропавловска. Хотя эта станция находится на территории, которая должна контролироваться казахстанскими железными дорогами, она принадлежит Южно-Уральской железной дороге и подчиняется Москве. Пока неясно, будут ли предпосылки для того, чтобы казахстанская железная дорога смогла взять под свой контроль станцию.
Что касается агентов мягкой силы России, будет справедливо сказать, что в северных регионах отсутствуют активные видимые или громкие организации, поскольку большинство из них были разбиты на части и уничтожены в 90-е годы после попыток отделения. Тем не менее, среди прочих можно отметить две организации, которые продвигают русскую культуру и язык в Казахстане, это русская православная церковь и Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций, входящая в состав Ассамблеи народа Казахстана. В Петропавловске глава Русской ассоциации Владимир Витченко, уроженец Казахстана, является успешным членом партии «Нур Отан», в то время как в Павлодаре глава Славянского культурного центра Татьяна Кузина, является россиянкой и связана с российским агентом мягкой силы «Русский Мир».
Заключение
Справедливо предположить, что переименование двух городов может произойти в ближайшие 5-10 лет. Особенно, если принять во внимание недавнюю и быструю казахизацию, которая сопровождалась программами государственного строительства, такими как Рухани Жангыру, латинизация казахского алфавита, Серпин и 550-летие Казахского ханства, а также то, что она была запущена после аннексии Крыма и неоднозначных комментариев Владимира Путина по поводу казахской государственности.
Также стоит отметить, что изменилась риторика Акима (мэра) северного Казахстана. В 2018 году он утверждал, что «пока рано» говорить о переименовании и, что это не входит в план, а в июне 2021 года его комментарий был довольно неоднозначным: «я буду придерживаться той позиции, которой придерживается народ» и что «решает общество». Если переименование произойдет, это вызовет беспрецедентное недовольство среди русской общины в Казахстане. Независимо от того, проживают они или нет в указанных городах, все будут чувствовать себя ущемленными или дискриминированными.
Отток этнических русских является постоянным: сегодня в Казахстане осталось только 18,42% (3 478 287 человек) этнических русских, по сравнению с 37,82% (6 227 549 человек) по данным переписи населения в 1989 году. Тем не менее, важно отметить тот факт, что большинство этнических русских проживают в приграничных городах, таких как Петропавловск и Павлодар, что может способствовать ситуации, при которой возможны сепаратизм и угроза территориальной целостности.
В Российской Федерации реакция на переименование этих городов будет зависеть от существующих отношений с нынешним правительством Казахстана. На современном этапе две страны являются союзниками, но в случае смены власти или вектора во внешней политике, нельзя сбрасывать со счетов возможность повторения уже на территории Казахстана того, что произошло в Грузии и в Украине.
Правила комментирования
comments powered by Disqus