90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

Три истории трех поколений мигрантов независимого Таджикистана

07.09.2021 13:00

Общество

Три истории трех поколений мигрантов независимого Таджикистана

Есть три периода – 90-е, нулевые годы и современная трудовая миграция, и в каждой из них были свои плюсы и проблемы.

Период независимости, 30-летия которой мы отмечаем, неразрывно связан с историей трудовой миграции в Россию и другие страны.

Условия труда, образ жизни трудовых мигрантов в течение этого периода менялись чуть ли не каждый год. Но эксперты отмечают три периода – 90-е, нулевые годы и современную трудовую миграцию.

Если в 90-е годы мигранты ездили в Россию, чувствуя себя неотъемлемой частью бывшей большой родины, то в 2000-е годы новое поколение столкнулось уже с языковым барьером. Поколение 10-х годов едет в Россию как в чужую страну…

90-е годы: «Деньги привозили в носках»…

Рассказ врача Нусратулло Алимова (63 года):

- Я работал врачом в детской больнице. В годы гражданского противостояния жить стало трудно.  Когда хлеб стали выдавать по карточкам, я понял, что нужно как-то решать проблему с выживанием. Жена работала учительницей  в школе. Мы оба не получали зарплату в 94-м году полностью. Нечем было кормить и одевать детей.

Решил поехать в Россию. Никакого плана, именно в какой город поеду, чем буду заниматься, где будут жить – не было. Надеялся на свой диплом врача, если не примут, то у меня был опыт работы на стройке.

Когда пришел на станцию Регар, увидел, что вагоны полные, нет места. Люди, как в Индии, садились на крыши вагонов. От них  узнал, что таким способом можно пресечь границу с Узбекистаном, и оттуда приобрести билет на поезд в Россию.

Приехал сначала в Москву. В те годы такой строгости к мигрантам, как сейчас, не было. Нужно было найти жилье и работу. По объявлению на остановке нашел работу сантехника, два месяца, как ученику, платили мало. Зарплаты хватало только на оплату квартиры и продукты. Домой звонил по стационарному телефону раз в месяц.

Спустя несколько месяцев, у меня появились деньги, однако были проблемы с отправкой их домой. Нашел в Москве одного земляка, который возвращался в Таджикистан, через него передал деньги. Но он пропал...

Второй раз пришлось самому ехать в Таджикистан, чтобы привезти деньги семье. Возвращался поездом, по совету знающих людей, я спрятал деньги в четырех местах – и две части я все-таки смог провезти. Деньги у мигрантов беспощадно отбирали как в России, так и в Казахстане и Узбекистане.

В поезде случился прямо-таки трагикомический случай. Проводник нашего вагона прибежал ко мне и просил помочь человеку, который потерял сознание в соседнем купе. Как он узнал, что я доктор, мне неведомо. Побежал к больному, оказал первую медицинскую помощь, привел его в чувство.

У него был шок, обычно такое бывает у людей, когда они, услышав неожиданную  весть, впадают в шоковое состояние, некоторые даже теряют сознание. Им нужно время, чтобы смириться с реальностью.

Когда все прошло, попутчики рассказали о случае, который так шокировал акаи Самада, звали его так. На территории Казахстана таможенники производили обыск. Проверяли сумки, карманы, отбирали все деньги и вещи. Пригласили в другой вагон для беседы, обещая им вернуть часть добра.

Самад прятал деньги, завернув их в целлофановый мешок, в сметане. Посуда находилась на столике, таможенникам не пришло и в голову, что внутри посуды могут быть деньги. Его увезли на беседу, а напарники, отплатив «долю», спокойно сидели в купе.

Через час вернулся Самад, его долго там мучили допросами, почему он возвращается без денег. Самад сказал им, что еще в России отобрали у него все деньги. Его отпустили. Самад радостно вернулся в купе, первым делом начал искал посуду со сметаной. Но ее не было. Оказывается, попутчики, подумав, что сметана скисла, выбросили ее сразу после ухода Самада.

Пришлось другим собрать немного денег Самаду, чтобы он не приехал домой хотя бы без подарков.

С 2000 года мое положение нормализовалось. Поехал в Пензу, и начал работать по своей специальности. Затем вывез семью из Таджикистана. Дочерей выдал замуж в России, женил сына. Сейчас я в России, часто помогаю деньгами малой родине. Ко мне обращаются с просьбой выслать деньги на какие-то общественные дела в махалле, где я родился. Я не отказываю.

2000-е годы: «Массовый заезд»

Рассказ бывшего учителя Хайриддина Шамсиева (55 лет):

Учитель физики Хайриддин в 2002 году по приглашению знакомых поехал в Московскую область. Но там у него отобрали документы и заставили работать на пилораме, первый месяц заплатили хорошие деньги, затем перестали. Оказывается, односельчанин его «продал».

Хайриддин сбежал, проработав там полгода без зарплаты. Обратился в посольство. Там ему помогли восстановить документы и сказали: «У вас диплом педагога. Страна нуждается в кадрах. Вернитесь домой».

Но у Хайриддина большая семья. Он решил остаться и пробовать найти хорошее рабочее место.

По совету знакомых поехал в Калужскую область. Устроился дворником на зарплату в 10 тысяч рублей. По выходным подрабатывал, копая колодцы, занимаясь частичным ремонтом дач и загородных домов. К тому времени наладилась отправка денег через банки, появилась связь и интернет.

Проблем с общением с семьей уже не было. Но появились другие проблемы – заработков стало меньше, чем было в 90-е годы. Да и требования к мигрантам стали строже.

По прошествии долгих лет работы у Хайриддина выросли дети, он позвал к себе двух старших. Работая втроем, они наладили свой быт, достроили дом, играли свадьбы, помогали родным и близким.

Он вспоминает случай, как его наградили почетной грамотой в День города. Проблем с властями никогда у него не было. Но были отдельные случаи словесных перепалок с теми, кто не любил трудовых мигрантов. 

- Наш имидж поднял мой односельчанин Нурали, фельдшер, - говорит Хайриддин. – в газете города Тарусы «Наш октябрь» вышел материал о нем. Автор написал много добрых слов о нем.

Другой его односельчанин, Назир, развел ферму по выращиванию крупного рогатого скота. По праздникам он раздает нуждающимся продукты, за что его хвалит местное население.

Проработав более 17 лет, Хайриддин вернулся домой:

«Я уже стар, наверное, больше не поеду в Россию. Но у меня сохраняется любовь к России, и ее народу, несмотря на трудности, через которые я прошёл».

2020-е годы: «Срочно нужна квалификация»

Рассказ Сарвара Салимзаде (20 лет):

- Сейчас стало труднее. Требований к мигрантам день ото дня становятся больше, - говорит он.  Сарвар успел выехать на заработки в 2019 году, еще до пандемии коронавируса.

- Чтобы стать легальным мигрантом, нужно много денег, - говорит он. – Работы много, но никто из работодателей не хочет заключать трудовые соглашения.

Сегодня уже не зарабатываешь много. Зарплата чуть выше, чем в Таджикистане, но тут много выбора. Кроме того, есть перспектива накопить немного денег и поступить учиться.

Сарвар сейчас работает на стройке, но в октябре она заканчивается. Парень думает податься в курьеры.

- Получил зарплату, все потратил на патент и одежду. Уже год, как я не могу отправить  домой ни копейки. Рассчитывал, что хотя бы по 10 тысяч рублей в месяц прислать родителям.

По его словам во время пандемии в течение года его заработок весь уходил на пребывание в России.

А еще он рассказал, что сейчас на мигрантов негативно влияют драки и другие правонарушения, совершаемые земляками.

- Из-за них проводятся рейды, часто нас забирают в отдел. Живем как в годы репрессии, вдруг постучатся в дверь. Хотя у нас документы в порядке – получили все, что требуется. Но все равно боимся выходить на улицу прогуляться. Работа – магазин - квартира – вот наш основной маршрут, - говорит Сарвар.

По его словам, молодые мигранты, которые работают вместе с ним, имеют проблемы с общением из-за незнания языка, а также своих прав и обязанностей.

- Часто наши коллеги впутывают нас в неприятные истории. Даврон, мой напарник, курит насвай. Из-за него соседи – русские – нас недолюбливают, - отметил он с сожалением.

Сарвар собирается подать документы на курсы подготовки по ремонту автомобилей. Это его любимое занятие. Автосервисы в основном частные, там платят немного. Но есть и фирменные, где хорошая зарплата.

- Если есть квалификация и знания, есть нормальная работа. Если нет, то сами знаете, в поисках работы можно попасть в разные ловушки, - говорит Сарвар.

Молодой человек замечает, что земляки часто помогают друг другу, выручают, когда болеешь, или окажешься без денег.

Например, в прошлом месяце Сарвар не смог заработать из-за того, что стройку «накрыла» комиссия, начальники попросили часть мигрантов не выходить на работу в течение 10 дней.

В итоге зарплату дали всего 20 тысяч, которых не хватило на жизнь.

- Тут узнав о моей проблеме, коллеги, они из разных мест – из Куляба, Бохтара, Согда – скинулись и помогли мне. Ежемесячно у нас организован сбор денег – даем старшему деньги для помощи другим, - рассказывает Сарвар.

По его словам, все плохое осталось позади – на родине он мучился в поиске работы с достойной зарплатой.

- Я выучусь, стану хорошим мастером, потом поеду домой и открою свой автосервис, - мечтает Сарвар Салимзаде, недавний выпускник одного из лицеев Таджикистана.

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

07.09.2021 13:00

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Заирбек Сулайманович Жоошбеков

Жоошбеков Заирбек Сулайманович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

411 000

человек получают госпособия в Кыргызстане

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Март 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31