Из-за коронавируса закрывались границы, в связи с этим резко сократилось и количество работников.
Основными поставщиками рабочей силы останутся страны Центральной Азии, полагают участники круглого стола «Рынок труда Евразии: демографические тренды интеграции». Вероятно, что к «клубу государств», экспортирующих работников за рубеж, присоединится и Казахстан. Эксперты полагают, что это не страшная тенденция.
Пандемия ударила по рынку труда
Политолог Эдуард Полетаев напомнил, что в рамках ЕАЭС и СНГ предусмотрено тесное сотрудничество по вопросам развития трудовой миграции и социальной защиты трудящихся. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы.
— По данным Международной организации труда, дестабилизация мирового рынка труда в 2020 году достигла беспрецедентных масштабов. Уменьшился общемировой объем рабочего времени, в результате чего случились потери трудовых доходов. Сокращение численности мигрантов на постсоветском пространстве вследствие закрытия границ привело к дефициту рабочей силы, что вызвало увеличение издержек и рост цен, — отметил он.
Летом 2021 года в странах ЕАЭС ввели в действие унифицированную систему поиска «Работа без границ». Это первый совместный цифровой проект на евразийском пространстве. Кроме того, в конце мая 2021 года в Минске на заседании Совета глав правительств СНГ был подписан первый многосторонний международный договор этого объединения в области трудовых ресурсов.
— Мы помним, как в прошлом году множество трудовых мигрантов в связи с закрытием границ остались в стране пребывания. Государства не знали, что с ними делать. Где-то продлевали разрешения на их временное пребывание. А также вывозили чартерными рейсами на родину.
Казахстан предоставлял сухопутный коридор для мигрантов из Центральной Азии, отправляющихся домой из России
Возникла необходимость обеспечения возможности встречи работодателя и работника еще до того, как трудовой мигрант приехал на территорию государства-работодателя, — перечислил Полетаев.
По данным статкомитета СНГ, сейчас на территории Содружества занято около 126 млн человек. До пандемии между странами СНГ перемещалось ежегодно свыше 2 млн работников, или 1,5% от занятых.
Во всем ЕАЭС продолжается урбанизация
Полетаев отметил, что численность населения стран СНГ хоть и незначительно, но увеличивается. На начало 2021 года она оценивалась в 287 млн человек — примерно 4% мирового населения. Для сравнения, в 1992 году на этой территории проживало 277 млн, а в 2018 году – 285 млн.
Население стран ЕАЭС также незначительно выросло и на начало 2020 года составляло 184,27 млн человек. В одних постсоветских странах оно сокращается, в других увеличивается. Однако растет старение населения.
— Хотя общемировая тенденция к уменьшению рождаемости и увеличению среднего возраста населения наблюдается во всех этих странах, просто происходит это разными темпами. По данным все того же статкомитета СНГ,
более чем в половине стран мира не осуществляется полное замещение поколений, начиная примерно с 2000 года. При этом в 1970 году таких стран было всего 13, — сказал эксперт.
Как это скажется на рынке труда постсоветского пространства?
Полетаев отметил, что продолжается урбанизация. Для большинства стран СНГ характерно преобладание городского населения над сельским. В Беларуси 78% граждан этой страны живут в городах, в России — 74%.
В целом по странам СНГ доля городского населения составляет 65%
Сельское преобладает в Кыргызстане (66%) и Таджикистане (74%). В Казахстане сейчас чуть больше 40%, а еще лет 10-15 назад его доля составляла 50%.
— Эта статистика может измениться. Например, в Казахстане намерены разработать закон о развитии агломераций по принципу «люди к инфраструктуре». То есть сельские жители, живущие близ крупных городов, в них работают, учатся и получают услуги. А в своих селах, по сути, лишь ночуют. Формально они сельчане, а реально – горожане, — добавил он.
Значимость тюрских государств возрастает
Сегодня в Казахстане есть села с населением в 30-40 тыс. человек, которые вполне можно преобразовать в города и тем самым еще более урбанизировать страну. Тем не менее от баланса сельского и городского населения зависят поставки рабочей силы. На постсоветском пространстве большая часть трудовых мигрантов, как правило, состоит из представителей сельского населения. Горожанам легче найти работу у себя дома.
Полетаев считает, что основными миграционными донорами на постсоветском пространстве и дальше будут оставаться страны Центральной Азии.
— В этом смысле значимость тюркских государств в интеграционных процессах возрастает. Если Узбекистан решится на вступление в ЕАЭС, то общий рынок труда может значительно измениться. Вероятно, что Казахстан через несколько лет присоединится к клубу центральноазиатских государств, экспортирующих свою рабочую силу за рубеж. В последнее время в нашей стране наблюдается рост рождаемости и количества молодежи трудоспособного возраста, за которым процесс создания новых рабочих мест не поспевает, — сказал он.
Его коллега Замир Каражанов тоже высказался по поводу миграции (и не только трудовой) из Казахстана. И начал с того, что призвал не «сгущать краски». В стране сейчас достаточно высокие темпы рождаемости. Хотя на севере население сокращается. Но с 2017 года работает программа добровольного переселения из густонаселенных южных регионов в трудодефицитные северные области.
Переселенцы получают соцпакет, в частности трудоустройство и помощь с жильем. Хотя темпы переселения пока недостаточны. На примере северных регионов можно испытать, «способно ли справиться государство с демографической проблемой в перспективе».
Определяющим фактором станет человеческий капитал
Также Каражанов заявил, что старение населения в мире носит глобальный характер.
— Конечно, когда в структуре экономически дееспособного населения сокращается молодежь, это не может радовать, так как растет нагрузка на бюджет, возникает необходимость пенсионной реформы и т. д.
Но в динамике развития на рынке труда наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, есть нехватка рабочей силы в той же России. Однако в тех секторах экономики, которые подвержены цифровизации и автоматизации, рабочие места сокращаются. Подобные процессы еще более характерны для развитых стран мира, — сказал он.
Каражанов считает, что определяющим фактором будут не миграционные потоки, а способность улучшать человеческий капитал. Тогда его уровень дохода станет выше. А экономика от этого выиграет, так как в ее структуре станет больше высоких технологий.
— Мы живем в XXI веке, когда правила игры изменились. Инновационные экономики оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми в условиях кризиса. И это ярко продемонстрировала пандемия коронавируса. Удивительные технологии выглядят гораздо привлекательней, чем продажа сырья и низкоквалифицированный труд, — отметил политолог.
Продолжение следует
Правила комментирования
comments powered by Disqus