ЛОНДОН – Во время Великого голода в Ирландии в 1840-е годы, когда погибло более одного миллиона ирландских граждан, из Ирландии в Великобританию было экспортировано огромное количество продовольствия
Для правительства Вигов в Лондоне защита коммерческих интересов, диктат невмешательства в экономику и политическое безразличие к страданиям ирландцев превзошли любые обязательства предотвратить массовый голод путем вмешательства в рынки.
Международный ответ на пандемию COVID-19 имеет неприятное сходство с реакцией Великобритании на голод в Ирландии. Хотя наука и промышленность предоставили нам средства для иммунизации мира, спустя девять месяцев после того, как первому пациенту была введена первая вакцина от COVID-19, богатые страны используют свою рыночную власть, чтобы перенаправлять дозы вакцин от бедных стран, подвергая риску миллионы жизней.
Рассмотрим некоторые недавние действия Европейского Союза. По контракту с Johnson & Johnson (J&J) блок импортировал миллионы доз вакцины от компании из Южной Африки – страны, где вакцинировано всего 11% населения, а вариант Дельта способствует росту заболеваемости. Вместе с тем, попытки перенаправить экспорт вакцин из Европы в Южную Африку и соседние страны были встречены демонстрацией вакцинной дипломатии канонерок, при этом ЕС угрожал принять меры в соответствии с пунктом в контракте с J&J, запрещающим экспортные ограничения.
Послание миру было очевидным. В то время как комиссары ЕС и политические лидеры прибывают на заседания ООН, разглагольствуя о важности международного сотрудничества и глобального равенства в отношении вакцин, движущей силой политики реального мира является железный кулак вакцинного национализма. Когда дело доходит до сопоставления жизней африканцев с маржинальными выгодами в здравоохранении и без того защищенных граждан ЕС, африканцы оказываются на втором месте.
Бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун недавно привел пример Южной Африки в качестве “шокирующего символа” глобальной несправедливости в отношении вакцин. Он был прав – но несправедливость глобальна. В мире, который использовал более пяти миллиардов доз, в богатых странах, хотя бы одну дозу получили более 70% людей, по сравнению с 1,8% в беднейших странах.
Это разрыв в справедливости, который убивает. Нам известно, что вакцинация обеспечивает эффективную защиту от смерти и госпитализации от COVID-19. Как напомнил американцам Президент США Джо Байден, это “пандемия непривитых”. То же самое можно сказать и в глобальном масштабе. Тем не менее, Соединенные Штаты и другие богатые страны в настоящее время готовятся к поставке бустерных вакцин уже защищенным группам населения, сталкивающихся с незначительными рисками для здоровья, эффективно перенаправляя поставки от стран, где доступ к вакцинам – в буквальном смысле – является вопросом жизни и смерти.
Нынешнее распределение вакцин несправедливо не только с этической точки зрения. Оно также является эпидемиологически недальновидным и экономически разрушительным. Если не охватить вакцинацией обширные районы земного шара, возрастет опасность возникновения вирусных мутаций устойчивых к вакцинации, что фактически приведет к затягиванию пандемии и поставит под угрозу жизни людей во всем мире. Между тем, масштабирование вакцинации ускорит экономическое восстановление – что, по оценкам Международного валютного фонда, добавит к мировому производству 9 триллионов долларов к 2025 году – и поможет предотвратить резкие изменения уровня бедности, здравоохранения и образования.
Простая арифметика показывает, что мы можем вакцинировать мир. По оценкам аналитической компании Airfinity, в 2021 году будет произведено около 12 миллиардов доз вакцины, в 2022 году производство удвоится. Этого более чем достаточно для достижения международной цели охватить 40% к концу этого года и 60-70% к середине 2022 года.
К сожалению, этого недостаточно для достижения поставленных целей, удовлетворяя при этом стремление богатых стран накапливать избыточные запасы. Со своими нынешними контрактами, богатые страны могут достичь полного охвата вакцинацией более 80% своего населения, включая бустеры для уязвимых людей, и иметь избыток в 3,5 миллиарда доз, согласно данным Airfinity – достаточным, чтобы покрыть дефицит в бедных странах и оставить богатые страны со здоровым резервом на случай непредвиденных обстоятельств.
Вместо этого богатые страны активно подрывают усилия в области международного сотрудничества. Доноры, оказывающие помощь, инвестировали 10 миллиардов долларов в Глобальный доступ к вакцинам против COVID-19 (COVAX), международную программу, разработанную для обеспечения вакцинами беднейших стран мира. Это финансирование обеспечило контракты примерно на два миллиарда доз. Кроме того, Всемирный банк выделил 4 миллиарда долларов на COVAX и инициативу Африканского союза по закупке вакцин. Но COVAX и бедные страны постоянно отодвигаются на задний план в плане поставок от производителей вакцин, для которых на первом месте стоят богатые страны, не в последнюю очередь из-за угроз их правительств прибегнуть к юридическим мерам и наложению штрафов.
Пандемия продемонстрировала, что мир нуждается в более эффективном и справедливом распределении возможностей в производстве вакцин. Развитие этих возможностей потребует обмена знаниями, передачи технологий, отказов от интеллектуальной собственности и долгосрочных инвестиций. Но без немедленных и решительных действий по замене подхода “просачивания вниз”, по отношению к обеспечению вакцинами рыночным распределением, изречение Джона Мейнарда Кейнса о том, что “в конечном итоге мы все умрем”, будет иметь трагический резонанс.
Существует три приоритета. Во-первых, поставка вакцины должна быть приведена в соответствие с целевым показателем охвата 40% во всех странах к концу этого года. Богатые страны должны согласиться скорректировать свои собственные графики, с тем чтобы производители вакцин могли осуществлять поставки для COVAX и развивающихся стран. Наращивание избыточных запасов в богатых странах, одновременно позволяя людям умирать из-за отсутствия вакцин в бедных странах, является непростительным. Доноры, оказывающие помощь, также должны предоставить дополнительные 3,8 миллиарда долларов в виде грантового финансирования, необходимого для запуска опций COVAX на дополнительные 760 миллионов доз к концу 2021 года.
Во-вторых, для достижения международных целей нам необходимо перейти от периодических пожертвований вакцин к крупномасштабному скоординированному разделению доз. ЕС, Соединенное Королевство и США должны немедленно разделить дополнительные 250 миллионов доз – менее четверти их совокупного излишка – через COVAX к концу сентября, с четким графиком предоставления дополнительных 1 миллиарда доз к началу сентября 2022 года.
В-третьих, помимо справедливости в отношении вакцин, существует настоятельная необходимость в укреплении систем здравоохранения, не только за счет обеспечения критически дефицитного медицинского кислорода, терапевтического и диагностического оборудования, но также путем инвестирования в работников здравоохранения и инфраструктуру, необходимую для получения вакцины. В настоящее время, разрыв между объявленными и выделенными на это средствами, составляет около 16,6 миллиарда долларов.
Наша способность спасать жизни, возрождать надежду и восстанавливать экономику, разрушенную пандемией, ограничивается не нехваткой вакцин или финансирования, но также отсутствием справедливости и международного сотрудничества. Правительства богатых стран часто повторяют мантру о том, что “до тех пор, пока все не будут в безопасности, в безопасности не будет никто”. Теперь их лидеры должны действовать в соответствии с этой верой.
Правила комментирования
comments powered by Disqus