90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Дастан Бекешев: «Национализм в Кыргызстане – индикатор накопившихся проблем»

Дастан Бекешев: «Национализм в Кыргызстане – индикатор накопившихся проблем»

К 150-летней годовщине вхождения Кыргызстана в состав Российской империи в республике нарастает пропаганда антироссийских настроений и национализма. К чему приведет Кыргызстан рост таких настроений StanRadar.com рассказал депутат парламента Кыргызстана Дастан Бекешев.


StanRadar.com: Было ли вхождение кыргызских племен в состав Российской Империи неизбежным?

- Вхождение в состав Российской Империи было исторически предопределено, – это нельзя отрицать. Где-то действительно интеграция проходила с применением силы, где-то – добровольно. Во главе кыргызских племен стояли разные предводители, и, естественно, кто-то из них был против, кто-то – за.

На мой взгляд, присоединение к России дало Кыргызстану много хорошего, ведь впоследствии, после Октябрьской революции 1917 года, в бывшей империи началась и культурная революция, отразившаяся на регионе в целом и на Кыргызстане в частности. Строились школы, люди стали получать образование, в Центральной Азии зародилась новая культура.

Полагаю, что на момент присоединения к России других альтернатив у кыргызских племен не было. Историки называют Великобританию потенциальным конкурентом Российской Империи в регионе в тот период, но я с ними не согласен.

У Великобритании не получилось бы захватить Кыргызстан, да она к этому и не стремились. Англичане хотели получить влияние и заручиться поддержкой лидеров племен, для чего не было необходимости завоевания территории.

StanRadar.com: Вероятное вхождение Кыргызстана в Таможенный Союз, о котором так много говорится в последнее время, не напоминает Вам ситуацию 150-летней давности?

- Нет. Если тогда вхождение в состав Российской Империи осуществлялось с применением силы, то сейчас Кыргызстан независим в принятии решений. Мне кажется, что многие простые кыргызстанцы сами поддерживают вхождение в ТС. Впрочем, при вступлении в этот союз, нас ждут неизбежные трудности, которые сопровождают процессы интеграции – например, затруднения в сбыте швейной продукции или автомобилей.

Люди понимают, что в мире идут глобальные процессы, которые затронут и Кыргызстан. Ведь мы не сможем законсервироваться и быть только внутри себя. Все знают, что Россия – наш основной стратегический партнер и друг, который может помочь решить накопившиеся проблемы.

Еще одна категория людей, которые противятся интеграции – это наши политики. Ведь любой союз с другим государством сильно урезает их полномочия и пространство для маневра.

После вхождения в Таможенный Союз определенные политические силы в Кыргызстане потеряют свою значимость. Когда страна не интегрирована, политики могут играть националистической риторикой, которую поддерживают определенные группы граждан. При союзных отношениях это сделать сложнее – ведь участие в союзе подразумевает лояльное отношение к другим национальностям и культурам.


Когда падает качество образования, растет безработица и национализм


StanRadar.com: Может ли Кыргызстан в условиях мировой глобализации выжить, не входя в какие-либо объединения?

- Мировая глобализация приводит к тому, что маленькие государства, – такие, как Кыргызстан, – вынуждены интегрироваться. Если этого не происходит – начинается упадок экономики, народ фактически обречен на выживание.

В этой игре большие государства диктуют меньшим соседям свои правила, но при этом не мешают развивать культуру и сохранять свою идентичность.

StanRadar.com: Что станет с националистически настроенными гражданами, когда Кыргызстан вступит в ТС?

- Надеюсь, что с процессом интеграции в Кыргызстане будет расти наука, которая худо-бедно, но развивается в России. Мы можем обмениваться опытом и пользоваться технологиями, которые развиваются там же.

Образовательная система тоже изменится. Когда будет обучаться всё население, националистические чувства будут угасать сами по себе и в итоге сойдут на нет.

Само явление национализма – это результат упадка образования и повышения уровня безработицы. Когда у человека слишком много свободного времени, он тратит его на чепуху.

С присоединением к Российской Империи и появлением Советского государства нашим народом был потерян значительный культурный пласт населения, который не принял новые условия жизни или сам не был принят новой властью, но появился новый культурный слой, гораздо большее число людей стало получать образование, что снижало градус напряженности в межнациональных отношениях. Все советские люди, как мне кажется, старались жить одной семьей.

Махровый же национализм – это результат распада Союза и обретения Кыргызстаном независимости, неизбежная болезнь, связанная с построением самостоятельного государства. В постсоветский период уровень образования резко упал, и националистические настроения нашли себе благодатную почву.

Еще одной причиной развития национализма являются нерешенные социально-экономические проблемы и увеличение численности бедного населения.

Если у нас все будет в порядке с экономикой и с образованием – национализм станет пережитком прошлого. А сейчас – это индикатор накопившихся проблем.


«Нет других поводов для гордости»


StanRadar.com: Можно ли связать падение образования и фальсификацию истории?

- Безусловно. Каждая страна пытается найти и показать своих героев и свои корни. Пользуясь тем, что не все могут анализировать историю и источники, руководителям некоторых государств выгодно представлять свою историю как исключительно «великую» и «правильную».

Например, некоторые светлые умы говорят, что Чингизхан был кыргызом. Да пусть нашим предком был хоть Чингачгук, сейчас-то мы – бедное государство и нужно заботиться о том, чтобы «чингизханы» появлялись сегодня. Нельзя жить только достижениями прошлого, необходимо делать ставку на будущее.

Фальсификация истории в Центральной Азии – очень распространенное явление. Такой подход очень выгоден власти и, к сожалению, востребован населением. Ведь других поводов для гордости просто нет. Руководители государств не могут дать своему народу просвет в будущем и пообещать, что в таком-то году мы станем великой и богатой страной. А так хоть есть чем похвастаться...

StanRadar.com: Историки считают, что фальсификация истории – механизм формирования идеологии и один из способов политической борьбы…

- С этим утверждением я полностью согласен. Фальсификация истории – один из способов проведения и развития идеологии. В странах Центральной Азии формирование мировоззрения граждан во многом направлено на то, чтобы сделать их бездумной массой. Это удобно для управления людьми.

Но такие действия ни к чему хорошему не приведут. Один из крайних вариантов – страна вообще перестанет существовать. Потому, что людей надо учить анализировать, а не просто бездумно принимать то, что им дают.


Национализм – это инструмент управления нацией


StanRadar.com: Является ли формирование националистической идеологии одним из методов противодействия интеграции с Россией?

- Я не знаю, какие цели преследуют сторонники такого мировоззрения. Мне кажется, что намеренного противодействия в адрес России или Америке нет. Скорее, национализм используется как инструмент управления своей нацией внутри государства.

Интеграция, при нынешнем экономическом положении Кыргызстана, неизбежна, т.е. либо мы идем дальше, к примеру, с Россией, либо с Америкой. Вопрос в том, кто предоставит больший социально-экономический пакет – ресурсы и защиту. Маленькая страна нуждается во всем этом.

Кто-то может сказать, что мы прогибаемся под тех, кто сильнее и богаче нас. Как бы мы ни рассуждали, в истории маленьких стран всегда так было. Всегда ходили за помощью и защитой. История многих стран доказывает, что они развивались и развиваются благодаря крупным государствам-партнерам.

Например, не было бы поддержки со стороны Америки, мир не стал бы свидетелем столь бурного развития послевоенной Японии. Американцы вкладывали туда очень много сил, ресурсов и технологий. То же самое и с Сингапуром.

StanRadar.com: Куда вкладывала Россия?

- В страны Центральной Азии. Геополитически так сложилось, что выгоднее было наращивать влияние здесь. Сейчас это делается очень медленно и, надо признаться, из рук вон плохо.

Сегодня существенное политическое влияние иностранными державами оказывается через культурные программы. В этом плане образцово действует Америка. У них очень много программ для популяризации американского образа жизни. Они это делают через образование – учебные заведения, семинары, курсы, изучение языка. России надо так же, иного варианта нет.

В сфере образования сейчас наблюдается какая-то динамика: пропагандируют русский язык, пишутся учебники, но этого мало. Несмотря на меры, предпринимаемые Россией, в Кыргызстане сокращается число людей, которые говорят по-русски, а количество знающих английский – увеличивается.


Российские инвестиция VS проамериканские политики


StanRadar.com: Будут ли США мешать интеграции Кыргызстана с Россией?

- Об этом знают только в Вашингтоне. Но, конечно, происходящие сейчас процессы им не выгодны. Россия – это их прямой конкурент в геополитике.

Одно могу сказать точно: американцы просто так никогда не уходят. В принципе они даже могут вывести ЦТП. Их плюс в том, что в Кыргызстане выросло поколение людей, которые прошли обучение за границей и мыслят проамерикански. Они вернутся сюда или уже работают на родине, через несколько лет они будут управлять страной и развивать ее. Америка уже выигрывает при таком варианте развития событий.

Россия не может обучить грамотных управленцев и направить сюда. У нее свои нерешенные внутренние проблемы – коррупция и неэффективное управление. Эффективному менеджменту, на мой взгляд, нужно обучать в той же Америке, –американцы в этом преуспели.

StanRadar.com: Если эти молодые политики придет к власти, смогут ли они поменять курс, выбранный нынешними властями Кыргызстана?

- Конфликт все равно будет. У всех игроков есть свои козыри. У России это мощные экономические рычаги влияния: они могут повысить цены на ГСМ, отправить домой наших трудовых мигрантов. Какими бы ни были наши будущие управленцы – пророссийскими или проамериканскими, надеюсь, они будут достаточно умными и дальновидными, чтобы не ссориться ни с Россией, ни с Америкой.

 

 

Автор: Камилла Алиева, специально для StanRadar.com

 


Материалы по теме "Фальсификация истории":

1916 - причины восстания и миф о геноциде

Эксперт: Россия выигрывает сегодня, но проигрывает завтра

Эксперт: Против вхождения Кыргызстана в Таможенный Союз выступают часть местной элиты и геополитические конкуренты России

 

 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Показать все новости с: Дастаном Бекешевым

Правила комментирования

comments powered by Disqus

Материалы по теме:

телеграм - подписка black

Досье:

Эльмира Сансызбаевна Иманалиева

Иманалиева Эльмира Сансызбаевна

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»

Дни рождения:

$13,2 млрд

внешний долг Казахстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30