Глава Русского объединительного союза соотечественников Александр Иванов рассказал в интервью StanRadar.com о деятельности РОСС и работе, проводимой Россией в деле продвижения интересов соотечественников в Кыргызстане.
StanRadar.com: Александр, Вы являетесь лидером одной из организаций российских соотечественников в Кыргызстане. Как вы считаете, можно ли сказать, что объединения и организации, подобные вашему союзу действуют в республике сплоченно?
- К сожалению, приходится констатировать, что практически все организации подобные нашей работают в одиночку. Да, бывают совместные акции и собрания при российском посольстве или Россотрудничестве, где собираются что–то обсудить главы организаций, или культурно-массовые мероприятия опять же – под эгидой посольства в каком-либо театре, но говорить о реальной сплоченности и общей идее среди русских соотечественников нельзя.
Среди нас мало людей, готовых объединёнными усилиями защищать права и продвигать интересы соотечественников, а также защищать интересы России. В большей массе российские соотечественники в Кыргызстане – пассивные люди, которые занимают наблюдательную позицию. Они практически не участвуют в политической жизни страны, узнавая новости из СМИ, что-то одобряют, что-то - нет, обсуждая происходящее практически только на кухне. В наших рядах можно пересчитать по пальцам аналитиков, политологов, юристов, которые бы не боялись высказывать свою точку зрения.
StanRadar.com: С чем связана такая пассивность?
Страх. Люди не верят в беспристрастность властей и не хотят рисковать, не желая возможных репрессий. Люди не без оснований считают, что если они публично выступят, даже по тем вопросам, которые ни у кого не вызывают особых сомнений, например, в поддержку русского или кыргызского языка, то будут неприятные последствия.
StanRadar.com: Насколько этот страх оправдан?
Иногда этот страх оправдан, иногда нет. Но факт остается фактом - люди боятся. Когда в Кыргызстане происходят митинги, славян на них почти нет. Есть единицы, и то – это журналисты. Мне кажется, что это говорит о том, что славяне почти никогда не отождествляют себя с митингующими и их проблемами. Ведь все, что происходит в стране, решают представители кыргызской нации. Так как во всех ветвях власти Кыргызстана представителей некыргызской национальности можно пересчитать по пальцам, и всё чаще звучат сверху ярко-националистические нотки, то у русских есть полное право считать, что им незачем лезть в политику, а значит, и вместе с кыргызами управлять страной.
StanRadar.com: Кто-то из местных политиков выступает за права российских соотечественников?
Очень редко. Чаще всего Ирина Карамушкина (депутат республиканского парламента – прим. StanRadar.com) откликается на наши письма и заявления, реагируя внутри парламента. Но из-за того, что сразу же поднимается хорошо спланированная волна антирусских высказываний, то лишний раз мы к Карамушкиной не обращаемся.
StanRadar.com: А еще кто-то?
Реально – больше никто.
StanRadar.com: Отчего? Вот, например, в 2010 году на парламентских выборах пророссийским политиком себя называл «железный щит закона» лидер партии «Ар-Намыс» Феликс Кулов...
Он уже давно не наш сторонник, а скорее всего никогда им и не был. Когда шли выборы, многие, увидев, что Кулов сфотографировался с Дмитрием Медведевым, и вроде бы, встретился с Владимиром Путиным, проголосовали за него, как за пророссийского политика. Но это была просто пиар-акция к выборам, чтобы заработать голоса русскоязычного населения.
За последние годы работы в парламенте Феликс Кулов продемонстрировал иные качества. К примеру, с собой в парламент он взял политиков, придерживающихся далеко не пророссийских взглядов, пошел на политическую сделку с теми, кто принёс ему определенные дивиденды, облегчив вхождение в парламент, такими лидерами как Турсунбай Бакир уулу и Исмаил Исаков.
Дмитрий Медведев и Феликс Кулов. Фото - Mail.ru
StanRadar.com: РОСС официально существует с 2005 года. За это время были случаи, чтобы вам угрожали или мешали?
Были. Противодействие проявляется, главным образом, в форме телефонных звонков с угрозами. Особенно, естественно, после наших резких выступлений. Такое было в апреле и мае 2010 года и, конечно, после ошских событий (вооруженные столкновения на юге Кыргызстана в июне 2010 года – прим. StanRadar.com) и после заявлений по событиям 1916 года.
Идёт постоянное противостояние с националистами всех мастей, которые отстаивают свои интересы через подставных лиц посредством Интернета.
StanRadar.com: Вас часто называют «шпионами»?
За спиной – да, но в лицо - нет. Многие считают, что мы работаем на правительство России. Но, самое интересное, что ни посольство России, ни Россотрудничество, ни другие российские структуры никогда не вмешивались и не указывали, что нам делать и как. Тем более, они нас никогда не финансировали.
Может быть, нам этого и хотелось бы: иметь оборудованный офис, технику. А главное, защищая права соотечественников, знать, что и за твоей спиной есть защита. Ведь в Кыргызстане есть множество проамериканских организаций, которым выделяются средства на аренду офиса, покупку техники, оплату работы сотрудников. Увы, Россия этого не делает. По линии организаций соотечественников идет выделение средств на разовые мероприятия, в основном – на песни и пляски, конференции. Но, в целом, подобный подход не ведет к укреплению присутствия России. Поэтому наша деятельность – это позиция многих российских соотечественников – граждан Кыргызстана, а не руководства России.
Мне не до конца понятна позиция Москвы. Казалось бы, она должна реагировать на ущемление прав соотечественников. Но РОСС выступает первым: идут заявления, обращения и тому подобное. Только после этого иногда «срабатывает» - идет реакция посольства России.
StanRadar.com: Воспринимают ли местные политики вашу организацию как силу?
Да. Результаты нашей деятельности за 9 лет весьма ощутимы. Мы работаем, и пусть не всегда, но нам удается защищать, отстаивать и продвигать интересы и русского и кыргызстанского населения в целом.
Сначала мы думали, что нужно действовать мягко и «дипломатично», но это ничем не заканчивалось – чиновники с нами вежливо говорили и о проблеме забывали. И, мы поняли, чтобы был результат нужно действовать жёстко, бить по больным местам. Требовать! Мы граждане Кыргызстана и имеем на это право.
StanRadar.com: Были ли какие-то изменения за последние годы в работе России с соотечественниками?
Серьезных изменений нет. Есть усиление мероприятий по развитию русского языка через фонды. Даст ли это хоть какой-нибудь ощутимый результат? Не думаю… Комплексной программы, направленной на укрепление русской диаспоры в Кыргызстане, нет. Может быть, у России другая сверхзадача – «подчистить сливки» и забрать людей отсюда.
Теоретически - укреплять диаспору надо, но есть ли реальная сила, чтобы это сделать? Если силы нет, то нужно отсюда вытягивать тех, кто ждет «последний вагон». Россия нуждается в этнических русских, и мы надеемся, что, расставляя политические приоритеты, историческая Родина поможет им в нелёгком пути домой. А тех, кто останется – будет защищать, регулируя ситуацию через политические и экономические процессы.
III страновая конференция соотечественников в Кыргызстане. Фото - Russkg.ru
StanRadar.com: На что направлена российская политика в Кыргызстане?
Уберечь от полного уничтожения и сохранить остатки того, что было создано еще царской Россией и в Советское время. Это исторические памятники, культура и язык. Тем более, что манипуляция с языковой темой будет повторяться регулярно. Россия заинтересована в том, чтобы расширить сферу действия русского языка, которая за последнее время сильно сузилась.
Экономический интерес тоже есть, но в виду постоянных политических потрясений, Россия очень избирательно подходит к тем направлениям, по которым нужно развивать сотрудничество.
StanRadar.com: Вы говорите – «сохранить, то, что было создано ранее». Правильно ли только сохранять старое, не предлагая альтернатив на будущее?
Наверное, нет. Но, к сожалению, в отличие от американцев, Россия ничего нового не предлагает.
У проамериканских организаций проблем с этим нет. Наплодить ресурсные центры, что-то убрать, где-то подкорректировать. Постоянно привлекать молодёжь, работать с ней, прививать свои правила и ценности, нести, так сказать, демократию. Россия, как бы ни было больно признать, этого не делает.
StanRadar.com: «Не делает» потому что не хочет или потому что не умеет?
Судя по происходящему – не умеет. Если сравнивать степень присутствия разных стран в Кыргызстане, то Россия проигрывает той же Турции, а в ближайшее время, возможно, и Китаю. Мы удивляемся - чего не хватает у России, средств или желания, чтобы укрепить свои позиции здесь? Одним Славянским университетом (Кыргызско-Российский Славянский университет, совместное образовательное учреждение, расположенное в Бишкеке – прим. StanRadar.com) и Российским центром науки и культуры позиции не закрепишь. Кроме них больше гордиться пока особо нечем. Сравните, сколько турецких лицеев, и где хоть одна российская школа?! Сколько американских курсов изучения языка и сколько русских?!
Возможно, что Россия в отношении Кыргызстана занимает выжидательную позицию. Смотрит со стороны, но в процессах не участвует. Тем самым теряя и экономическое и политическое влияние.
StanRadar.com: Как вы считаете - с чем связан рост национализма в Кыргызстане?
Причин много. Возросло количество этнических кыргызов. Когда их было чуть больше 50%, ситуация была одна, когда доля кыргызского населения, согласно статистике, выросла до 72%, произошли кардинальные перемены. Появилось большинство и меньшинства.
Бишкек всегда балансировал и учитывал интересы людей разных национальностей. Сейчас ситуация изменилась. Показательными стали выборы. Если бы не было квотирования, то сегодня мы бы получили, скорее всего, мононациональный республиканский парламент, как в свое время, парламент был гомогенным.
Разговоры о патриотизме, о том, что нужно давать дорогу представителям кыргызской нации пользуются популярностью в стране. Местные политики перестали учитывать мнения и интересы других национальностей.
Играет роль и сама пассивность других этносов, которые не готовы идти в политику.
Сейчас 91% сотрудников в органах государственной власти – кыргызы. Даже при имеющейся межэтнической статистике – это дисбаланс. И это касается не только русских, но и узбеков, которые в годы независимости стали второй по численности этнической группой в стране. Если ситуация не изменится напряженность будет возрастать.
StanRadar.com: Что вероятнее массовый выезд или ассимиляция русскоязычного населения?
Выезд. Массовый, если возникнет очередная дестабилизация в стране, и постоянный - если всё будет спокойно. Ассимиляция тоже возможна, но процент тех, кто сможет ассимилироваться будет ничтожным. Ведь для этого необходимо свободное знание языка. Тому есть примеры, которые любят приводить кыргызы. Они указывают на категорию русских, которые «захотели и выучили» государственный язык, не учитывая, что это на 99,9% те, кто впитал кыргызский язык с молоком матери, то есть вырос в кыргызской языковой среде. Но лично я не знаю ни одного примера, кто овладел бы кыргызским языком, пройдя систему образования «школа – университет».
Поэтому не исключено, если ситуация не изменится коренным образом, что лет через 10 русских здесь останется 0,3%, как сейчас представителей немцев, украинцев, корейцев. Со временем они вынуждены будут, в силу окружения овладеть государственным языком, постепенно забывая, как эмигранты в других странах, родную русскую речь.
StanRadar.com: Вы сами владеете кыргызским языком?
Ни школьная, ни вузовская программа не помогли мне приобрести навыков в достаточном понимании кыргызского языка. Я пошёл на курсы и теперь многое понимаю. У меня есть навыки больше письменного кыргызского, но не разговорного. Регулярно спрашиваю себя, а нужно ли мне тратить немалые средства и силы, чтобы знать этот язык на более высоком уровне?
Обучение на курсах было сознательным шагом. Тогда я считал, что мое политическое будущее в Кыргызстане связано с кыргызским языком. Я собирался профессионально выучить язык и стать тем русским, который свободно владеет двумя языками. Оглядываясь назад, понимаю, что мне - русскому, знание кыргызского языка все равно не дало бы возможность участвовать в кыргызстанской политике. Но стараюсь не забывать и при удобном случае хоть небольшими фразами, но говорю по−кыргызски.
Президент КР А. Атамбаев принимает верительные грамоты у посла РФ А. Крутько. Фото - President.kg
StanRadar.com: Есть русские, которые живут в Кыргызстане и не учат государственный язык, и есть русские, которые, допустим, переехали в Германию или Израиль и выучили более сложные немецкий или иврит. В чем разница?
Среди людей, живущих в Кыргызстане, существует внутреннее сопротивление. Человек расставляет приоритеты. Если он стремится к хорошему заработку, к тому, чтобы быть успешным человеком, он, выбирая между кыргызским и английским, предпочтет английский язык. Кыргызский язык, в первую очередь, нужно изучать тем, кто собирается здесь быть чиновником или работать в сфере обслуживания. В других сферах кыргызский язык, по большому счету в Чуйской, пока русскоязычной области, пока в такой степени не применим.
Кроме того играют немалую роль и методы внедрения языка. В Кыргызстане русские не учат кыргызский язык потому, что он насаждается, а должен идти через привитие любви к языку и кыргызской культуре, а не по принципу: «давайте мы русский язык отменим, вы не будете говорить на нем или будем штрафовать, а будете говорить на кыргызском и выучите».
Серьезные претензии можно предъявить тому, как учат кыргызскому языку в школах. Одни и те же требования предъявляются ребенку из русской семьи и выросшему в языковой среде ученику-кыргызу. То есть, часто происходит такая ситуация: учитель−кыргыз разговаривает на кыргызском языке с детьми-кыргызами, а русскоязычные в это время, ничего, естественно, не понимая «не хотят говорить на кыргызском языке»!
Учебники - отдельная тема. Чтобы понять материал надо помимо учебника взять еще 5 словарей, обежать соседей-кыргызов, которые сами не могут перевести текст, и столкнуться с тем, что каждый из соседей переводит содержание задания по-своему.
StanRadar.com: Глядя на происходящее, Вы сами не собираетесь отсюда уезжать?
Конечно, у меня, как и у всякого задумывающегося о будущем человека, возникают разные мысли. Порой бывают и такие. Меня очень беспокоит нестабильная обстановка, митинговщина, рост национализма, отсутствие достойных перспектив для меня и моих детей.
StanRadar.com: Что вас останавливает?
Здесь моя Родина, мои корни. Здесь родились мои бабушка и дедушка, родители и мои дети. У русских, поколения которых выросли в Кыргызстане, сложился свой, уникальный менталитет: впитались лучшие восточные вкусы и обычаи, и сохранились высокая культура и образованность. Те русские, которые проживают в России – они совсем другие. Мы воспринимаем Россию, в основном через четыре города: Москву, Санкт Петербург, Екатеринбург и Новосибирск. Если есть возможность основательно закрепиться в этих городах – тогда да.
Каждый раз после выступлений националистов, захватов власти, переворотов, погромов, мародёрства, резни понимаешь, что детям, наверное, лучше жить и строить будущее там – в России или за ее пределами. Поэтому, впервые серьезное намерение уехать у меня было ещё накануне 2005 года. Была предреволюционная обстановка и казалось, что тогда нет другого выхода. Хотя я был в то время депутатом бишкекского городского совета, но всё равно не видел будущего.
В марте 2005 года власть в Кыргызстане поменялась и появилась надежда на то, что будет лучше. Я решил, что лучше остаться там, где для нас всё любимое и родное. Тогда надежды не оправдались.
Автор: Тимур Станов, специально для StanRadar.com
Правила комментирования
comments powered by Disqus