Чем ближе 30 декабря — дата 100-летия образования СССР, тем чаще на постсоветском пространстве будут идти дискуссии о его роли в истории Большой Евразии. Тема эта — обширная и не всегда благодарная. Потому что в некоторых условно независимых государствах с подачи тамошних элит советский период истории принято считать абсолютным злом.
Причина этой ненависти понятна — элиты хотят закрепить в массовом сознании свое право на власть и собственность, которую они вместе с ней получили. Но если отбросить все это, в сухом остатке мы видим, что Советская власть обеспечила Средней Азии, например, такой мощный социально-экономический толчок, который она никогда больше не повторит…
Плоды просвещения
Разумеется, в советской истории Средней Азии есть разные страницы. Но судить об этом только с негативной стороны — это полная дискредитация истории как науки. Потому что история — это «было/не было». «Плохо/хорошо» - это уже художественная литература. В порядке примера: те, кто пишет об «ужасах красного террора» в Гражданскую войну, почему-то забывают указать, что параллельно ему был и «белый террор», а в Средней Азии — еще и басмаческий, о котором мы упоминали в прошлых публикациях. Оба эти террора даже превосходили «красный» по уровню жестокости. И таких примеров много. Но самопровозглашенные элиты бывших союзных республик этих и им подобных фактов не замечают, упорно призывая свои государства провести полную и окончательную десоветизацию.
Поэтому, прежде чем разобраться, что оно такое — эта самая десоветизация, сначала нужно ответить на вопрос: что такое советизация? Что вообще дала народам Средней Азии Советская власть?
Возьмем для начала образование и просвещение. До революции в царской России выпускался журнал «Вестник воспитания», где освещались проблемы народного образования. В 1906 году это издание опубликовало прогноз, за какое время в условиях самодержавия можно было ликвидировать неграмотность в стране. На каждый регион был свой расклад.
Интересны результаты. В европейской части России при царизме все поголовно стали бы грамотными через 120 лет, а чтобы сделать грамотным население Сибири и Кавказа понадобилось бы 430 лет. Что касается нынешней Средней Азии (тогда — Туркестанского края), то, согласно прогнозу журнала, грамотой регион смог бы овладеть только через 4 600 лет. Прописью: четыре тысячи шестьсот лет. Называют, правда и цифры в 200 и 300 лет, но любой из этих сроков — очень долгий. Вообще если брать всю Среднюю Азию, то по всеобщей переписи населения 1897 года в Средней Азии из 1000 мужчин грамотными были 79 человек, а из того же количества женщин — 22.
Что же случилось при советской власти с образованием? Уже на четвертый день после Октябрьской революции нарком просвещения Анатолий Луначарский заявил:
«Взрослые тоже захотят спастись из унизительного состояния человека, не умеющего читать и писать. Школа для взрослых должна занять широкое место на общем плане народного образования».
Необходимость уничтожить безграмотность народов бывшей империи большевики объявили одной из приоритетных задач. Поэтому 26 декабря 1919 года Совет народных комиссаров издал декрет «О ликвидации безграмотности в РСФСР», который провозглашал:
«Все население в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать и писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке по желанию».
Об этом документе известно больше. Гораздо меньше известно, что еще раньше — 12 декабря 1918 года — вышло распоряжение Комиссариата народного образования Туркестанской Советской Республики об обучении в школах тюркским языкам. В тот же день, кстати, Съезд народных депутатов Пишпекского уезда (в нынешнем Кыргызстане) принял резолюцию «О выделении 5,6 миллиона рублей на народное образование в Туркестане». Через год на территории ТСР стали появляться национальные школы. Ну а 17 сентября 2020 года вышел декрет «О ликвидации неграмотности среди населения Туркестанской Республики РСФСР».
Главное отличие советского образования от того, что было при царе — оно стало не только массовым, но и обязательным. Если родители не пускали детей в школу, Советская власть могла за это наказать — и наказывала. Кандидат исторических наук из Кыргызстана Леонид Сумароков обнаружил в архиве отчет отдела образования Пишпекского уезда, где говорилось:
«Байкучук Аманкулов удерживал свою 13-летнюю дочь Алтынай дома и не пускал на занятия, мотивируя тем, что она засватана и, если пойдет в школу, опозорит семью и уже не сможет выйти замуж. Уполномоченный милиционер и глава местной сельской управы провели с родителями разъяснительную беседу и оштрафовали на четыре рубля. Квитанция прилагается».
Уже через шесть лет после декрета о ликвидации неграмотности в Туркестане — к 1926 году, в нынешней Киргизии было 16,5% грамотных, в Таджикистане – 16,5%, Туркмении – 14%, а в Узбекистане – 11,6%. Соответственно к 1939 году эти цифры выросли до 82%, 82,8%, 77,7% и 78,7%. В 1981 году подсчитали, что в Узбекской ССР на 10 тысяч человек населения приходится 173 студента — больше, чем во многих странах Запада, на который чуть позже (уже в перестройку) всем велел молиться Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС под руководством Александра Яковлева.
Кстати, именно потому, что СССР научил жителей отсталой окраины бывшей империи грамоте, некоторые их потомки имеют возможность писать в социальных сетях и вообще в Интернете гадости и клевету в адрес Советского Союза.
Тактика бега на длинную дистанцию
Нужно упомянуть и о здравоохранении. Если в 1913 году на территории, скажем, сегодняшних Кыргызстана и Туркменистана на 10 тысяч населения было по 0,2 и 0,7 врачей, то в 1986 году этот показатель составил 34,2 и 26,09 человек соответственно.
Теперь — об экономике. До присоединения к Российской империи на территории Туркестана почти не было промышленных предприятий, кроме хлопкоочистительных заводов и малого количество шахт, рудников и нефтепромыслов. Регион в основном промышлял скотоводством и земледелием. В 1911 году на территории Русского Туркестана насчитывалось лишь несколько сотен крупных предприятий, на которых работало всего 15 тысяч человек. Цифры взяты из сборника 1913 года «Россия. Полное географическое описание нашего отечества». О Туркестанском крае там говорится как раз в 19-м томе. В советское время нынешние Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан объединили в Среднеазиатский экономический район.
Еще в перестройку среди некоторых ученых — историков и экономистов, пошла мода кивать на дореволюционные экономические показатели 1913 года, подавая их, как «золотой век» Российской империи. Общее место: «Вот если бы не проклятые большевики, тогда у-у-у».
Мы не знаем, что было бы без революции. Зато мы знаем, что если брать конкретно Среднюю Азию, то по сравнению с 1913 годом, к 1940 году промышленность того же Узбекистана выросла в 4,7 раза, к 1970 году — в 40 раз, а к 1986 году — в 103 раза. В Советской Киргизии эти показатели к тем же годам составили 9,9 раза, 188 раз и 480 раз. Практически такой же рост был в Таджикской и Туркменской ССР.
Вспомним хотя бы историю строительства Нурекской ГЭС в Таджикистане в 1960-е годы. Ее строила в буквальном смысле слова вся советская страна — это была Всесоюзная комсомольская стройка. Специалистов, строительную технику и стройматериалы, а также оборудование и проектные документы для нее направили 300 предприятий из 200 городов СССР, а также предприятия Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР. После распада СССР Нурекская ГЭС пришла в упадок. Ее модернизация началась только в 2013 году — на деньги зарубежных доноров. В общем, все, что построил «тоталитарный СССР», независимые государства до сих пор не могут починить…
Сейчас в самой России говорят, будто в советское время она развивала национальные окраины в ущерб себе. Но если смотреть правде в глаза, Советская Россия вкладывалась в республики Средней Азии для того, чтобы сделать их своими. А между своими никаких счетов нет и не может быть никогда. У своих сильный всегда помогает слабому, и не ждет в ответ ничего материального. И главное: в СССР люди говорили на разных языках и имели разные традиции, но строили и защищали страну они все вместе.
Но главная заслуга СССР — в том, что он ликвидировал социальное неравенство. Как и все в бывшей Российской империи, народы Средней Азии стали равными в правах и получили бесплатный и всеобщий доступ к общественным благам, независимо от своего происхождения и национальности. В иных условиях сын простого дехканина из кыргызского Кеминского района Абдылас Малдыбаев вряд ли стал бы выдающимся композитором и оперным певцом, а сын ферганского шахтера Исхак Раззаков - сначала председателем Совета Министров Киргизской ССР, а потом и Первым секретарем ЦК Компартии Киргизии.
Кстати, о компартии. Огульные критики СССР говорят о диктате КПСС, и преподносят нынешнюю парламентскую «многопартийность», как образец демократии. Но если изучать историю партии беспристрастно, то приходится согласиться с выдающимся философом Александром Зиновьевым, что партией в западном понимании КПСС не была. Вообще на выборах всех уровней в СССР голосовали за кандидатов не потому, что они — коммунисты. Избиратель видел в кандидате того, кто смог бы защитить его интересы. Для этого существовала очень хорошая система: «Наказ избирателя». Из этих наказов большей частью и составлялись в СССР законы и указы Президиумов Верховных Советов Союза и союзных республик.
Вторая особенность того парламентаризма — ни один из депутатов любого уровня не был профессиональным политиком. Каждый из народных избранников в обычной жизни был рабочим, колхозником или инженером. Дважды в год эти люди собирались на сессии, а для всего остального принимали в округах по специальным дням посетителей. Третье отличие того парламентаризма от нынешнего — подотчетность депутатов своим избирателям. Была и четвертая — возможность досрочного отзыва депутата, если он плохо защищал интересы избирателей. С 1959 по 1989 годы в Советском Союзе было отозвано 8 тысяч депутатов разных уровней, из которых 12 человек — депутаты Верховного Совета СССР. Ни в одной из республик бывшего СССР такого сейчас нет.
Ах, да — еще говорят о «жутких сталинских репрессиях». В этом вопросе все настолько непросто, что эта тема достойна отдельного материала, который в будущем на «Станрадаре» обязательно выйдет...
Ну а поскольку мы сейчас уже знаем, что такое советизация, самое время ответить на вопрос, что же из себя представляет десоветизация. Если совсем коротко, десоветизация — отказ от того положительного, что было в СССР. Тут осталось всего ничего: снести все построенное при «тоталитарном» СССР. И что в итоге будет? «Элитные» особняки и торговые центры, а в Кыргызстане — еще и новостройки вокруг Бишкека, возникшие с начала 1990-х годов. Ну а в рамках десоветизации старшее поколение «разоблачителей» советского прошлого просто обязано уничтожить свои аттестаты о среднем и дипломы о высшем образовании и признать себя неучами. А следом — покаяться за то, что получали знания при социализме: «преступном», по их мнению, строе. Вот только никто из них на это неспособен в принципе. Общую для всех ситуацию с идеологическим обеспечением десоветизации в странах бывшего СССР точнее всех несколько лет назад охарактеризовал казахстанский политолог Булат Султанов:
«Представители финансово-промышленных групп в новых независимых государствах, приватизировавшие основные средства производства, через подконтрольные им СМИ и объединения творческой интеллигенции формируют негативное отношение в обществе к Октябрьской революции 1917 года, а также к достижениям социалистического строительства».
Сколько еще времени продлится эта нынешняя «десоветизаци» - непонятно. Куда понятнее ее цели. Прежде всего, сделать так, чтобы жители республик бывшего СССР никогда больше не были друг другу своими. Вторая цель — чтобы они даже внутри своих народов снова были неравными. Ну а третья — чтобы народы Средней Азии считали нынешнее положение дел нормальным, и думали, что такое положение вещей заложено самой природой.
Каким будет следующий этап? Если не дать отпор нападкам на СССР, обязательно найдется тот, кто скажет, что если весь советский период был преступным, то народ, который строил и защищал страну — тоже преступный. Ну а если так, то такой народ нужно судить — в полном соответствии с международным правом.
Что будет после признания СССР преступным государством? Пересмотр итогов победы советского народа в Великой Отечественной войне. Уже сейчас находятся те, кто утверждает, что фашизм пал жертвой «кровавого коммунизма». Не хотелось бы, чтобы так было, но потом обязательно найдется кто-то, кто скажет, что 2 450 000 воевавших в Великую Отечественную жителей Средней Азии — это «убийцы несчастных немцев, которые пришли освобождать народы СССР от большевиков».
И еще: дело — вовсе не в том, хорошим был для Средней Азии социализм или плохим. Общество до сих пор не увидело лучшей альтернативы тому строю, который сложился в регионе после распада СССР. Зато они увидели другое: истинная цель десоветизации — уничтожение как государств, так и народов. В чьих интересах — тут возможны варианты. Пока одни требуют десоветизации, другие за их спинами в этот момент готовят базу для того, чтобы окончательно ограбить регион. И если народы Средней Азии — как коренные, так и приехавшие в регион в разное время, поддадутся пропаганде «десоветизаторов», их можно будет брать голыми руками.
Вряд ли кто-то, если он в здравом уме, захочет для себя такого будущего.
Правила комментирования
comments powered by Disqus