В центре медиаповестки в Казахстане уже несколько месяцев оказываются судьбы пары десятков значимых фигур, отстраненных от власти после январских событий. С некоторой натяжкой их назвали бы группой, если бы не разнонаправленные интересы этих персон. Кто-то, по официальной информации, под следствием, кто-то уже исчез. О том, как отходит от власти «старая элита», и кого и как от властных и финансовых активов отлучают – в первой части материала Вячеслава Щекунских.
Каждую неделю или чуть реже в Казахстане стараются подогревать остывающий интерес к так называемым «фигурантам январского дела».
О казахстанских персоналиях, которых называют организаторами планируемого переворота, теперь мало что известно. Члены семьи Нурсултана Назарбаева частично под следствием, частично в отъезде, а в отношении некоторых придумали красивую формулировку – «в орбите следствия». Другие важные фигуры тоже ушли в тень. А некоторых нелояльных министров даже арестовали.
Однако ситуация в стране не выглядит как поворот к Новому Казахстану, не выглядит она и как «старый» Казахстан. Это пока подзависший транзит, когда аудитории отдают жертву в виде виновников январских событий, при этом сохранив относительно мирную ситуацию в общем поле, не тронув «лучших людей города».
Так, пока никто не ответил на вопрос, почему сдали этих персон, почему именно их, надолго ли сдали и сдали ли вообще, ведь информационное поле в руках высших эшелонов текущей власти. Остановимся потому на фактах и официальной версии событий.
Кстати, у казахстанского руководства есть неплохой опыт работы с аудиторией, когда страшные преступления раскрываются в фильме, предназначенном для самого широкого показа. Так было, к примеру, после проигрыша в борьбе за власть Рахата Алиева.
Комитет как Семья
Отталкиваясь от персоны уже упомянутого бывшего зятя Нурсултана Назарбаева, можно сказать, что Комитет нацбезопасности Казахстана оказался местом, где вызревает хунта.
Следующим «плохим парнем» из КНБ стал теперь уже бывший председатель комитета Карим Масимов и его заместители. По его роли в январских событиях нет даже официальной версии, а суд по делу Масимова может пройти в закрытом режиме. Как сказал в комментарии представителям СМИ заместитель председателя КНБ Аскар Амерханов, ясность в деле экс-председателя комитета Карима Масимова появится ближе к осени.
Наиболее полная информация в плане раскрытия подробностей следствия была опубликована пресс-службой КНБ в марте этого года: «В частности, ведется расследование по факту получения Масимовым в должности председателя КНБ взятки в сумме $2 млн от представителей иностранного государства по одному из закрытых контрактов. Обеспечено возвращение данных средств из Гонконга в Национальный банк Казахстана. Также начато расследование по факту получения Масимовым в период нахождения в должности премьер-министра элитного гостевого дома и земельного участка в столице стоимостью около 2,5 млрд тенге от одной из бизнес-структур».
Опубликованные фото с раскрытыми чемоданами с пачками денег, фото роскошных домов отлично сработали на восприимчивую аудиторию.
Также сообщается, что под следствием находятся еще семь сотрудников комитета. В том числе, бывший зампред КНБ и директор Службы специального назначения «А» Ануар Садыкулов. Ранее генерал-лейтенант Садыкулов неоднократно назначался руководителем службы охраны президента.
Еще один бывший зампред, в отношении которого заведено дело – Даулет Ергожин, попавший в КНБ недавно, в 2016 году. Эту должность он получил вместе с постом руководителя Ассоциации лыжных видов спорта Казахстана, а до этого возглавлял комитет госдоходов Минфина.
Третий заместитель Масимова – профессиональный комитетчик Марат Осипов. И он тоже под следствием. А бывший первый зампред КНБ РК племянник Нурсултана Назарбаева Самат Абиш – «в орбите следствия».
Семья как бизнес
Есть еще один племянник Первого президента РК – Кайрат Сатыбалды. Он тоже служил в КНБ, по сообщениям в СМИ, генерал-майор и почетный сотрудник КНБ. Однако от службы отошел, занявшись бизнесом, политикой, общественными движениями и религией.
Его задержали 13 марта не по делу о госизмене, как можно было бы предположить по его политически-религиозному бэкграунду, а по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями и хищении средств АО «Казахтелеком» в особо крупном размере. Арестовал его Антикор еще в марте 2022 года.
А спустя ровно месяц СМИ сообщили, что компании, подконтрольные Кайрату, передадут государству 28,8 % пакет акций «Казахтелекома». Однако официально арест Сатыбалды продлили. Под разбирательство попала и его бывшая супруга Гульмира, о которой сообщили, что она подозревается в рейдерстве.
У Кайрата, в отличие от его младшего брата Самата, всегда были серьезные амбиции. За свою карьеру он был не только офицером КНБ, но и секретарем партии «Нур Отан», и заместителем акима Астаны. Помимо всего прочего он считается одним из основных акционеров крупнейшего в стране финтеха «Каспи». В 2018 году казахстанский Forbes поставил его на 36 строчку с состоянием $163 млн.
В начале июля стало известно, что Антикоррупционной службой ведется расследование в отношении Кайрата Сатыбалды по подозрению в совершении преступления в виде растраты и хищения денежных средств АО «Центр транспортного сервиса» при КТЖ в размере 2 млрд 703 млн тенге. Также, судя по всему, речь идет о компании-клоне, дублирующей одноименную «дочку» Казахстан темир жолы». И эту компанию тоже передают в госсобственность по договору дарения.
Еще один Кайрат, Кайрат Боранбаев – бывший родственник Первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Дочь бизнесмена Алима Боранбаева была замужем за покойным Айсултаном Назарбаевым, сыном Дариги Назарбаевой. Кайрату Советаевичу принадлежит один из крупнейших газосервисных бизнесов в стране, предприятие по обогащению никель-кобальтовых руд, нефтехим (производство труб), элитная недвижимость и отели.
В прошлом году он занимал 14-ю строчку Forbes в Казахстане с $590 млрд. Боранбаев был задержан 15 марта 2022 года сотрудниками агентства по финансовому мониторингу. В его отношении расследуется уголовное дело по факту хищения средств в особо крупном размере в квазигосударственном секторе.
Бывший сват Назарбаева передал государству доли в фирмах, владеющих платными парковками в Алматы. Топ-менеджеры этих фирм задержаны.
В процессе торгов с государством Кайрат Боранбаев вернул государству научно-производственный комплекс «Фитохимия», ранее переданный Карагандинскому фармацевтическому кластеру и приобретенным структурами бизнесмена при невыгодных для государства условиях.
Также СМИ сообщили, что Банк развития Казахстана снял с рассмотрения проекты Medeo Park Hotel и Butakovka Wellness & SPA, которые строит Кайрат Боранбаев. Казахстанский миллионер из списка Forbes не получит кредит от государства на свои объекты.
Уже после ареста появлялись новости о том, что Боранбаев может начать выкупать российские сети McDonaldʼs. Для него это профильный бизнес, поскольку он владеет франшизой данного фаст-фуда в Казахстане и Беларуси.
Продолжение следует…
Правила комментирования
comments powered by Disqus