Новая волна китайских инвестиций в Центральную Азию разворачивает региональный фокус с России на восток.
В широкоформатной региональной поездке в сентябре, председатель КНР Си Цзиньпин охватил четыре страны Центральной Азии, принеся с собой миллиардно-долларовые договора по энергетике и в других сферах. 10-дневная дипломатическая поездка включила в себя встречи на высшем уровне с Группой-20 (G-20) ведущих стран мира в Санкт-Петербурге и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в Бишкеке.
Но поездка, начавшаяся и закончившаяся в Центральной Азии, подчеркнула возрастающее значение региона для Пекина.
В Туркменистане Си скрепил печатью соглашения по увеличению импорта газа в Китай более чем на 60 %, увеличив туркменские поставки до 65 млрд. кубометров в год к 2016 году.
В Казахстане Си отметил планы Китая приобрести долю в гигантском месторождении «Кашаган» на 5 млрд. долларов США за часть пакета контрактов, сумма которых составляет примерно 30 млрд. долларов.
В Узбекистане Китай договорился о строительстве четвертой ветки газопровода из Центральной Азии через страну и приветствовал увеличение на 59% торговли за первое полугодие этого года, сообщает «Интерфакс».
В Кыргызстане Си подписал соглашение о стратегическом партнерстве с Китаем, открывая планы по инвестированию 3 млрд. долларов в стране, включая новый маршрут газопровода из Туркменистана в Синьцзян, передает агентство «КирТАГ».
Выступая в Казахстане Си также призвал к новому уровню взаимодействия со странами Центральной Азии, призывая к созданию «экономического пояса на Шелковом пути", сообщает информационное агентство «Синьхуа». Согласно этому плану, страны дадут "зеленый свет региональной экономической интеграции с точки зрения политики и права", сообщило «Синьхуа».
Си сказал, что соседние страны должны улучшить транзитные связи и облегчить торговлю путем поощрения национальных валют.
Китай часто использовал «Шелковый путь» и раньше, но предложение Си по развитию транзитной связи от Тихого океана до Балтийского моря предполагает новое стремление к охвату рынка, который он назвал "беспрецедентной по масштабам и потенциалу".
Объем и масштаб внимания Китая к региону, похоже, беспокоит Россию из-за того, что она отодвигается назад. 9 сентября заместитель министра иностранных дел Игорь Моргулов попытался развеять это впечатление.
"Центральная Азия является важным регионом для Российско-Китайских отношений", заявил Моргулов журналистам, сообщает «Интерфакс». "Мы не конкурируют друг с другом в Центральной Азии, но и корректируем нашу политику, чтобы отражать общие интересы", сказал он.
Серьезная обеспокоенность
Объяснение маскирует серьезную озабоченность Москвы, заявил Эдвард Чоу, старший научный сотрудник программы по энергетике и национальной безопасности Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне. "Я думаю, что они слишком много протестуют", сказал Чоу.
На саммите ШОС заявление Си по экономике и безопасному развитию вывело Китай в роль ведущей региональной державы среди стран-членов, включающую Казахстан, Кыргызстан, Россию, Таджикистан и Узбекистан.
Чоу отметил, что в официальной фотографии лидеров ШОС 13 сентября Си расположился в центре справа от хозяина саммита, президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, в то время как президент России Владимир Путин стоит слева от центра.
"Эти вещи не происходят случайно", сказал Чоу. "Если бы вы сказали мне, что такая фотография была возможной 10 или 15 лет назад, я бы не поверил в это".
Предложение Си превратить древний маршрут Шелкового пути в экономический пояс рассматривается как признак того, что Китай планирует расширить свое влияние и экономическую мощь.
"Меня поражает, как Китай расправляет свои крылья еще больше в Центральной Азии, не сталкиваясь с большой российской оппозицией", сказал Чоу. " Это потому, что Россия смирилась с реалиями, что происходит?".
Часть ответа можно найти в экономике России, которая переживает самые серьезные проблемы с 2008 года, сказал министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев 18 сентября. Россия снизила прогноз экономического роста в этом году с 2,4% до 1,8 %, и может скоро сократить его еще. В течение первых восьми месяцев рост снизился до 1,5%, сообщил «Интерфакс».
В то же время в Китае чиновники проявляют больше уверенности, что валовой внутренний продукт в этом году достигнет поставленной правительством цели в 7,5%.
Даже при медленном, чем обычно, темпе, Китай имеет гораздо больше ресурсов для инвестиций, чем Россия, для вливания в Центральную Азию, в частности, для поставок энергоресурсов, в которых он нуждается.
Закрывают глаза
Пока Россия, похоже, решила закрыть глаза на достижения Китая в бывшем советском регионе, пока минимизирует причины, стоящие за этим.
"Наши китайские друзья признают традиционную роль нашей страны, которую она продолжает играть в этом регионе, поэтому мы не видим никаких проблем в региональном соперничестве", сказал Моргулов. "Как вы знаете, российская и китайская экономики взаимно дополняют друг друга. Китай обладает значительными финансовыми ресурсами. Россия обладает опытом, технологиями, профессиональными навыками, и историческими связями со странами региона", пояснил он.
Чоу отклонил аргументы, отметив, что связи Китая с регионом предшествовали советским временам, уходящие в древние времена. Для сравнения, русских можно рассматривать как «Джонни пришел позже» в Центральную Азию, сказал он.
На прошлой неделе Китай принимал ежегодный Евразийский экономический форум в столице северо-западной провинции Шэньси г. Сиань, где вице-премьер Ван Ян проаннонсировал повестку дня Шелкового пути. Роль Китая в открытии торгового пути через Центральную Азию в Средиземноморье начиналась с даты более чем 2000 лет назад, сообщило «Синьхуа».
Правила комментирования
comments powered by Disqus