Как показали итоги сентябрьского опроса, оценки социального самочувствия вернулись на доковидный уровень, т.е., на уровень оценок осени 2019 года. Это видно, например, по показателям оценок материального положения семей: так, если до пандемии число оценивающих на "хорошо" свое материальное положение составляло 31%, в пик пандемии летом 2021 года – 14%, в марте 2022 года – 28%, то в сентябре доля таких оценок повысилась до 36%. Снижается и доля тех, кто оценивает свое материальное положение, как плохое – с 26% в 2021 году до 11% в текущем опросе.
Заметно повысился и уровень социального оптимизма: в 2021 году число тех, кто считал, что через год его семья будет жить лучше, чем сейчас, составляло 34%, в сентябре 2022 года – 48%. Изменения в настроениях характеризует и доля затруднившихся с ответом по поводу прогноза на год вперед: 30% летом 2021 года и 6% в сентябрьском опросе.
Провал оценок в пандемию наглядно виден на примере самооценок казахстанцев по поводу их потребительских возможностей. Всегда наиболее массовая группа "денег не хватает на покупку вещей длительного пользования" в опросе 2021 года сократилась до 31% по сравнению с 54% в 2019 году. В текущем опросе ее доля восстановилась до 53%.
Как видим, наиболее значимые колебания показателей, на которые следует обратить внимание, касаются двух групп. В опросе 2021 года доля самых необеспеченных (денег не хватает даже на продукты) поднялась до рекордных 13%, однако к сентябрю т.г. ее показатель упал в 3 раза, вернувшись к обычному уровню (4%). Чего не скажешь о группе казахстанцев, которых следует относить к условному среднему классу (можем без труда приобретать вещи длительного пользования). Ее размер заметно сократился за период пандемии (почти в 2 раза, с 30% в 2019 году до 16% в 2021 году). В 2022 году рост в этой группе наблюдается, но незначительный (+3%). При том, что самая высокодоходная группа по объему находится практически на одном уровне (1-3%). В этой связи следует сказать, что значительную долю среднего класса в Казахстане составляет предпринимательство, именно ее представители наиболее сильно пострадали в период пандемии, и многие из них до сих пор не смогли выйти на допандемический уровень развития бизнеса и, соответственно, устраивающих их и их семьи уровень потребления.
Таблица 1. ОЦЕНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (сравнительные данные)
Возникает вопрос: откуда в условиях высокой инфляции, сложной геополитики и витающего в атмосфере социальных сетей духа недовольства и критики могут появиться социальный оптимизм и позитивные оценки? Можно предположить, что на самом деле не все так плохо, и в государстве плохо ли, хорошо ли, но срабатывают защитные социальные механизмы. И также, возможно, что часть населения услышала обещания президентского послания и готова еще подождать. Насколько долго – прогнозировать сегодня сложно, но очевидно, выполнять их придется, и чем раньше, тем лучше.
Правила комментирования
comments powered by Disqus