Узбекистан открыл экономику для иностранных инвесторов в 2017 году. С тех пор страна является одним из самых привлекательных мест для бизнеса в Центральной Азии. Однако новым инвесторам приходится сталкиваться с жесткой конкуренцией со стороны давних партнеров Узбекистана – России и Китая. Подробнее – в материале Ia-centr.ru.
Узбекистан – одна из самых быстроразвивающихся экономик центральноазиатской «пятёрки». В 2023 году Центральный банк страны ожидает роста ВВП на уровне 4,5-5 %. Прогнозы Международного валютного фонда оптимистичнее: организация предполагает, что экономика Узбекистана вырастет на 5,3 % вопреки негативной общемировой динамике – замедлению темпов роста в среднем с 3,4 % до 2,8 %.
Для сравнения, в этот же период в Казахстане МВФ прогнозирует повышение ВВП на 4,3 %, а в Киргизии – на 3,5 %. Динамику развития, сопоставимую с узбекистанской, показывает Таджикистан: организация обещает Душанбе рост в 5 % в 2023 году, однако значимый вклад в него традиционно вносят эффект низкой базы и денежные переводы от мигрантов.
Интенсивный рост Узбекистана стал возможен в том числе за счет зарубежных инвестиций. В 2016–2018 годах объём иностранного финансирования предприятий страны не превышал $2,2 млрд, однако в 2019 году произошёл «взлёт» до $4,2 млрд. Позитивная динамика сохранилась в 2021 году, когда Ташкент освоил $9 млрд прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и кредитов.
Темп привлечения средств замедлился в 2022 году на фоне мировой турбулентности: тогда страна получила $8 млрд прямых иностранных инвестиций. Тем не менее 2022 год стал временем, когда аккумулированные капиталы дали накопительный эффект, ускоряющий экономику Узбекистана и структурные изменения в ней: в 2022 году объём ВВП страны впервые превысил $80 млрд, а экспорт достиг рекордных $19 млрд.
Привлечение инвестиций – результат политики открытости Узбекистана, которую объявил президент Шавкат Мирзиёев в 2017 году. Сейчас на повышение инвестиционной привлекательности Узбекистана отчасти работают приватизация и реформы банковской сферы – например, введение для нерезидентов права владеть акциями банков страны.
Также Узбекистан экспериментирует в некоторых секторах. Один из них – альтернативная энергетика. В феврале 2023 года президент Узбекистана опубликовал постановление, в соответствии с которым в текущем году страна должна запустить ВИЭ общей мощностью 4300 МВт. Для этого в сектор было решено привлечь $15 млрд.
В течение последнего десятилетия лидерами вложений в альтернативную энергетику были Китай, США, Япония и Германия – «локомотив» экономики ЕС. Для западных стран инициатива могла выглядеть как решение Ташкента диверсифицировать источники инвестиций.
Другими аргументами в пользу этой позиции могли смотреться двукратное увеличение в Узбекистане числа фирм с американским капиталом, рост товарооборота с США на 31 %, а с ЕС – на 15,7 %.
Узбекистан действительно может обратиться к новым источникам инвестиций. Эту тактику он уже использует на внутреннем рынке, проводя политику приватизации, где используются и традиционные инструменты, и новые методы, например «народное IPO».
Разнообразить источники инвестиций Ташкент сможет, опираясь на ключевых инвесторов в узбекистанские предприятия – Россию и Китай. На них в 2022 году приходилось 20,3 % и 16,4 % всех вложений.
За 2018–2022 годы более $10 млрд в узбекистанскую экономику направил Китай. Пекин вкладывается в различные отрасли – от сельского хозяйства до нефтедобычи, формируя единое и взаимосвязанное инвестиционное пространство.
Другая особенность китайских инвестиций – направление их на высокотехнологичные проекты «зеленой» экономики, искусственного интеллекта и цифровизации. Эти сферы интересны США, ЕС с его инициативой «Глобального шлюза» и их союзникам. Тем не менее, учитывая масштабы экономики КНР и способность её инвестиций проникать во все сектора, с Пекином будет трудно конкурировать.
Ещё один крупный игрок на рынке Узбекистана – Россия. Её инвестиционный портфель в Узбекистане включает проекты на $28 млрд.
Отличительная черта российских инвестиций – фокусировка на добывающей промышленности, металлургии и машиностроении. Общий объем российских инвестиций в этих сферах составляет $12 млрд – масштаб, с которым сложно соперничать.
Объемы инвестиций и их значимость для отраслей узбекистанской экономики – не единственные преимущества, которыми пользуются Россия и Китай. За годы сотрудничества с Ташкентом они научились находить разумный баланс между инвестициями, товарооборотами и совместными проектами.
Позитивную динамику вложений России и Китая в Узбекистан подкрепляет рост товарооборотов, демонстрирующий растущие выгоды от взаимного сотрудничества. В 2022 году товарооборот между Москвой и Ташкентом составил $9,28 млрд, между Пекином и Ташкентом – $9 млрд. Такой же эффект даёт и совместный бизнес.
Так, в Узбекистане работают около 3000 российских и совместных с Россией фирм, а также примерно 2000 предприятий, в которые вложен капитал КНР.
В этих условиях США, на которые в 2022 году приходилось 3,8 % от всех инвестиций, или ЕС, намеренному в 2021 –2024 годах вложить 83 млн евро в «зелёный» рост, сельское хозяйство и цифровой сектор, будет сложно прокладывать себе дорогу, даже на бурно развивающемся рынке.
Им придётся конкурировать с более крупными игроками, которые сосредоточились на ведущих для Узбекистана отраслях или способны вложить в интересные им сферы значительно больше средств. Так, через четыре дня после публикации президентского постановления о запуске ВИЭ на 4300 МВт Ташкент подписал с китайским консорциумом договор о строительстве фотоэлектрических станций на $2 млрд.
Для успешной конкуренции им необходимо как можно быстрее сформировать позитивную обратную связь между товарооборотами и инвестициями. Тем не менее товарооборот с США, хоть и повышается в относительных цифрах, в абсолютных в 2022 году достиг только $247,5 млн.
У ЕС перспективы лучше: в 2022 году их с Узбекистаном товарооборот составил $4,4 млрд, однако и он был простимулирован эффектом низкой базы и подключением Ташкента в 2021 году к системе преференций GSP+.
По мере роста ВВП и проведения структурных реформ в Узбекистане улучшается инвестиционный климат. Это позволяет ему привлекать больше иностранных средств на развитие, в том числе за счёт поиска новых партнёров.
Тем не менее тенденции последних лет сделали ведущими долгосрочными инвесторами в узбекистанскую экономику Китай и Россию.
Помимо объёма средств, которые они вкладывают в Узбекистан, важную роль играет диверсификация инвестиций и опора на ключевые для страны отрасли добычи ресурсов и тяжёлой промышленности. Поэтому другим игрокам, не успевшим занять эти ниши, сложно конкурировать с Москвой и Пекином.
Правила комментирования
comments powered by Disqus