Кому нужна Ассамблея народа Казахстана?
27 апреля все казахстанские СМИ цитировали речь президента Токаева на сессии Ассамблеи народа Казахстана (АНК) – структуры, носящей со времен создавшего ее Елбасы бутафорский характер. Структуры, которая крышует латентную дискриминацию не только русских, но и дунган (погромы в Кордае), и уйгур (требования местных нациков упразднить Уйгурский район и переименовать все уйгурские сёла и улицы).
При этом слова президента Токаева на Ассамблее были абсолютно справедливыми. И Назарбаев говорил на Ассамблее правильные слова…
Касым-Жомарт Токаев с пафосом рассказал о паспорте – «реальном символе нашей идентичности… который дает человеку полный объем прав и обязанностей, связанных с гражданством Республики Казахстан, вне зависимости от этнического происхождения, религиозных взглядов, социального статуса». Да, права вне зависимости от этнического происхождения паспорт даёт. Только эти права не соблюдаются или соблюдаются, прежде всего, для титульной нации.
Токаев назвал исторической задачей «овладение государственным языком всеми гражданами, не допуская при этом инсинуаций и ажиотажа, а действуя благоразумно и поступательно». При этомте, «кто не изучал язык и не владеет им в требуемом объеме, ни в коем случае не должны ущемляться по языковому принципу».
А разве не прав был президент Казахстана, когда тепло рассказывал о соседстве Пасхи и Ораза айта, о том, что «тесное переплетение традиций, межэтническое и межконфессиональное согласие, толерантность к другим культурам – наше бесценное достояние, наш, как сейчас принято говорить, национальный бренд». Однако Токаев и бездельники из АНК должны знать, что нацпаты в сенате Казахстана намерены разработать новую программу “Ұлт құру” (национальное строительство), в рамках которой все граждане вне зависимости от национальности будут называться казахами, а не казахстанцами, а в паспорте строку о национальности изымут. Нацпаты активно внедряют новую идентификацию – «казах русского происхождения».
Собственно, о такой ассимиляции говорил и Токаев: «Наших прославленных соотечественников за рубежом называют казахами. И это естественно, так и должно быть. Сегодня все наши граждане ощущают себя членами одной большой и единой казахской семьи, по сути, нации».
А хотят ли армяне, корейцы, евреи, литовцы, немцы, узбеки, каракалпаки, киргизы, чьи представители натирают мозоли на креслах Ассамблеи, называть себя казахами?
Токаев прав, когда говорит, что «в публичном поле заметно увеличилось количество разного рода фальсификаций или фейков и деструктивных публикаций», направленных на разжигание розни и подрыв государственной безопасности. «С учётом таких тенденций любой инцидент, имевший криминальный или бытовой характер, усилиями недоброжелателей может быть перенесен в межэтническую плоскость и привести к тяжелым последствиям. Поэтому мы, будучи ответственными гражданами, должны противостоять любым проявлениям радикализма, экстремизма и сепаратизма, быть деликатными и в то же время жесткими, быть в конечном счете справедливыми».
Однако АНК осуждает лишь провокацию «Народного совета города Петропавловска», то есть русских, игнорируя десятки, а то уже и сотни сигналов и обращений в отношении провокаций, избиений и глумления над русскими, призывов в соцсетях «убираться в Рашку и очистить землю казахов». Особенно в Павлодаре, где русских до сих пор более 40%. Кстати, первый за много лет «нетитульный» глава Павлодарской администрации Олег Крук продержался на своей должности ровно неделю и его заменили на казаха.
Вряд ли Ассамблея занималась делом Аргына Шайкенова, который убил русского Романа Пануркина, был арестован, а потом отпущен на свободу….
Где реакция на мадам, которая орала: «Твари просто, просто ничтожества, биомусор, раковые клетки, ублюдки. Ненавижу русских. Самая поганая, мерзкая нация. Ненавижу русских, Россию ненавижу»? Где?
Или почему нет реакции на местные СМИ, которые пишут: «Казахстану необходимо держать под надзором влияние российских властей на местные церкви по примеру Украины»? Кстати, за три дня до открытия сессии АНК нацпаты, словно передавая привет собравшимся, осквернили русский исторический памятник в Узун-Агаче, где осенью 1860 года произошла битва русско-казахского отряда с кокандцами. Ассамблея народа Казахстана молчит…
«Ассамблея должна обратить особое внимание на работу в районах с полиэтническим населением», – говорит Токаев. Только этого не будет. За 27 лет существования АНК особо не обременяла себя защитой русских и других неказахов. За последние 10 лет «за разжигание» наказали разве что Ермека Нарымбая и Серикжана Мамбеталина и пожурили Диаса Кузаирова.
«Все конфликты и войны в мире происходят от национального высокомерия… Истинный патриотизм ни в коем случае нельзя путать с национальным чванством», – говорит Токаев на официальном заседании, но это не говорят Айдосу Сарыму, Мухтару Тайжану, Арману Шораеву, Куату Ахметову, Тогжан Кожалиевой…
Токаев верно призывает не поддаваться на провокации вражды, но где реакция на мамбетскую истерику члена Общественного совета Карагандинской области Майры Абдрахмановой, которая извергала: «Дунгане должны покинуть мою страну! Дунганам не место в Казахстане». Или: «Надо закрыть все русские школы. Русские бродяги уедут, очистимся от них».
Вот некий «титульный» заявляет: «Русские не моются и ходят в уличный туалет», а тётка в автобусе поучает русскую пассажирку: «Назарбаев ушёл, теперь нет двух языков, поняла? Казахский только. Никто вас тут не держит, никто! Поезжай в Россию!» Такое встречается очень часто…
Разумеется, животный национализм в Казахстане идёт, прежде всего, снизу, а не сверху. Но уж коли «сверху», при президенте создана специальная консультативная структура – Ассамблея народа Казахстана, она должна хотя бы реагировать на подобные факты. Но она не реагирует.
Вот почем одна из пострадавших по национальному признаку женщин (нерусская) говорит: «Ассамблею народа Казахстана пора распустить. За ненадобностью».
Мнение о бесполезности АНК разделяют и ряд экспертов. «Практическое значение АНК – быть политическим прикрытием перехода от многонационального государства к государству с тотальным доминированием одного этноса», – считает политолог Газиз Абишев.
Хотя у Ассамблеи есть и приверженцы: она поддерживает иллюзию межнационального мира…
Правила комментирования
comments powered by Disqus