Различные источники утверждают, что представители британской ЧВК прибыли в Ташкент для открытия офиса компании в Узбекистане. «Солдаты удачи» хотят заручиться поддержкой властей.
Мы привыкли радоваться любым проявлениям внимания Запада, однако стоит ли радоваться в данной ситуации? Скорее нет, мы знаем, что на первом месте всегда стоит интерес к нашим ресурсам и близости к границам России.
Великобритания активизирует свою политику в ЦА, чтобы за счет новых рынков попытаться выйти из экономического кризиса после «брекзита». Ранее Лондон был вынужден снизить кредиты и инвестиции в Узбекистан именно из-за этих проблем.
«Как показывает международная практика, западный бизнес старается максимально увеличить свою маржу за счёт не только и не сколько передовых технологий, а через обращение к более тривиальным приёмам: нарушение экологических и трудовых норм страны пребывания, сверхэксплуатация природных и людских ресурсов, коррупционные сделки.
Такая деловая практика требует особого подхода.
С одной стороны, нужно, чтобы за безопасность документооборота и персонала отвечали люди, у которых исключено проявление совести и долга перед отечеством.
С другой, рано или поздно появляется необходимость решать конфликты с критически настроенными местными сообществами, отдельными неравнодушными или конкурирующими социальными группами, представителями государственных структур.
В общем, без наёмников в такой бизнес-модели не обойтись», – заявил изданию «Восточный экспресс 24» эксперт по Центральной Азии Денис Борисов.
В Узбекистане по закону «Об охранной деятельности» от 15 июня 2022 года, запрещена любая деятельность частных охранных организаций иностранных государств, за исключением случаев обеспечения безопасности высокопоставленных лиц во время краткосрочных визитов. Но это не останавливает британские ЧВК по навязыванию своих услуг республике по охране иностранных компаний.
Не секрет, британская разведка MI6 работает с ЧВК Джи4эс, «Тривейл партнерс». Последняя известна тем, что заключила соглашение с Одесским филиалом СБУ о начале террористических операций в Крыму, участвовала в подготовке малого десантного корабля для высадки диверсантов на полуострове, курировала теракт против крымского моста.
Таким образом, британская разведка пытается прощупать обстановку, а затем и закрепиться в Средней Азии. Благо в соседних Афганистане и Пакистане она чувствует себя как дома, манипулируя исламскими боевиками всевозможных мастей.
«Политическая составляющая тоже присутствует в деятельности частных армий. Очевидно, что сотрудники таких компаний — это выходцы из военных и разведывательных структур стран Запада, что формирует контингент с особыми ценностными установками. Однако важно не упускать современную специфику.
Сегодня обеспечение физической безопасности — это небольшая и уже не основная часть из широкого спектра деятельности ЧВК. Говорить об использовании таких структур для военной дестабилизации в регионе не совсем целесообразно, ибо для такой работёнки вполне сгодятся террористские и криминальные группировки», – отметил Денис Борисов.
Надо понимать, что главная цель Запада – заложить под Центральную Азию пороховую бочку, чтобы взорвать строго по расписанию. А потому неосторожность в контактах с представителями западных силовых структур может дорого обойтись.
Очевидно, что одной из главных задач британских ЧВК в Узбекистане может стать создание агентурной сети.
«Куда большее значение, в том числе и политическое, приобретает работа с информацией: сбор, передача и защита информационных потоков в интересах своего клиента. Поскольку западные ЧВК участвуют во взаимодействиях на высоком социальном уровне, то высока вероятность, что в распоряжение специалистов попадёт чувствительная информация для чиновников и элиты страны пребывания. И вот здесь таится основной риск, когда высокопоставленный чиновник оказывается «на крючке» западных специалистов.
Чего греха таить, коррупция — это бич постсоветского пространства. и в этих условиях легализовать западные ЧВК – всё равно, что пустить лису в курятник. Какие решения будет принимать чиновник после предъявленного компромата?! Вопрос риторический», – подчеркнул Денис Борисов.
Напомним, Узбекистан стоял у истоков системы региональной безопасности в Центральной Азии. В частности, Договор о коллективной безопасности был подписан в 1992 году именно в Ташкенте. В 2012 году Ислам Каримов приостановил членство в ОДКБ, однако по-прежнему считает сотрудничество с этой организацией и с Россией важным. Узбекистан также активно поддерживает сотрудничество в военно-технической сфере с Россией, что закреплено в Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между странами, подписанной 15 сентября 2022 года. Даже не будучи членом ОДКБ, Узбекистан закупает российское вооружение по тем же ценам, что и страны-участницы.
С 2001 по 2005 годы США пользовались военным аэродромом Ханабад в Кашкадарьинской области. Нынешняя оборонная доктрина Узбекистана запрещает размещение иностранных военных баз. Но с 2021 года под предлогом афганской угрозы США вновь пытается застолбить местечко в республике. И пристрелочный десант британской ЧВК, скорее всего, лишь пробный шар в этом замысле.
Правила комментирования
comments powered by Disqus