Москва, вечер пятницы, Садовое кольцо. Александр Лихачев вышел в город, чтобы сорвать бизнес трудовым мигрантам. По словам Александра Лихачева, атлетически сложенного русского парня 30 с лишним лет от роду «из семьи таксистов и москвичей», с помощью двух друзей он намеревается «уравнять правила игры» в частном извозе, который, по его утверждению, захватывают мигранты.
По словам этих троих людей, они выискивают вообще всех «бомбил» – водителей на нелицензированных машинах. Но вскоре они признают, что ищут не просто любых «бомбил», а именно не имеющих документов мигрантов из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, которые теоретически являются самыми уязвимыми из интересующих их граждан. Их настроения идут рука об руку с всплеском антимигрантской враждебности среди россиян, нередко изливающих свое давно сдерживаемое недовольство царящим в стране произволом и беззаконием на чужаков. Последний подобный инцидент имел место в Москве во время антимигрантских массовых беспорядков в районе Бирюлево 13 октября.
В данном конкретном случае Лихачев выступает в роли «живца». Он голосует на Садовом кольце – в Москве, как и во многих постсоветских городах, водители частенько подрабатывают частным извозом. Его приятель Роман Подсекин входит в контакт с полицейскими, которых они привлекли себе в помощь. Евгений Грек ожидает у ресторана по пути следования к месту назначения – отделению полиции в районе Южного порта.
Первая из остановившихся машин – относительно новый «Форд Фокус». За рулем человек вроде бы славянской внешности. Лихачев машет ему проезжать мимо.
Следующим подъезжает мужчина азиатской наружности лет двадцати на ржавом «Дэу Эсперо». Лихачев (вместе с автором этих строк) забирается внутрь и дает водителю адрес, не говоря, что это отделение полиции.
Лихачев просит водителя подобрать по пути Грека. Это ловушка. Водитель теперь дважды предложил свои услуги частного извоза, не имея на это лицензии.
В процессе 10-минутной поездки Лихачев и Грек беседуют с водителем, который, как они выясняют, приехал пять лет назад из Кыргызстана, днем работает в типографии, а вечером «бомбит».
Грек звонит Подсекину, находящемуся у полицейского участка. «Наташа, ставь вариться пельмени. Мы подъезжаем». Это – тайный пароль. Подсекин и блюстители порядка знают, что дичь приближается и на какой именно машине.
Когда машина въезжает в переулок, Лихачев расплачивается помеченными им купюрами. Подсекин блокирует водителя в его собственной машине. Появляется полицейский и уводит водителя. Его оштрафуют, могут отобрать машину и даже депортировать. Но это – Москва, и он, возможно, может откупиться, чтобы выбраться из этой ситуации. С полицейскими остается Подсекин, чтобы гарантировать, что все будет оформлено, как положено.
Подсекин, Грек и Лихачев довольны собой. По их словам, ими движет стремление защитить легальные российские такси от центральноазиатов, которые, по их словам, не платят налогов и сбивают цены на своих дешевых автомобилях. Но, похоже, их недовольство следовало бы адресовать собственным властям.
По словам Грека, их сподвигло на это патрулирование правительство города Москвы, когда в марте распорядилось покрасить такси в желтый цвет. По его словам, этот закон изменил правила игры, потому что многие нелицензированные извозчики как работали, так и продолжают работать. «Это ведь все деньги. Потом нас заставили обзавестись специальными опознавательными знаками. Еще деньги. Потом, когда через несколько лет мы захотим продать эти машины, никто не захочет их покупать по нормальной цене, – говорит Грек. – Многие легальные таксисты подумывают прикрыть лавочку или уйти в «неофициалы». Их места займут [центрально]азиаты. Что хорошего в том, чтобы быть официальным таксистом? Только больше идиотских законов».
«Нас превращают в рабов», – вторит Лихачев. «Эти условия. У меня было несколько коллег, которые умерли от такой тяжелой работы. Просто заснули за рулем. Я бы не согласился работать по 16-18 часов в сутки за 500 рублей [15 долларов в день], – говорит он, рассказывая об условиях, которые предлагают в некоторых таксистских компаниях. – Только мигранты соглашаются на эту работу».
Правила комментирования
comments powered by Disqus