Проблема обеспеченности энергетическими ресурсами – одна из наиболее острых, стоящих перед среднеазиатскими странами постсоветского пространства. После распада СССР здесь в силу ряда причин (часто субъективных) очень быстро отказались от единой энергетической политики, позволявшей балансировать спрос и предложение на вырабатываемую ГЭС и ТЭЦ энергию.
К сожалению, вопрос с каждым годом только обостряется, потому что население региона растёт быстрыми темпами, а водоёмы в условиях засушливого климата критически мелеют. К тому же многие страны ЦА не имеют достаточных запасов угля и газа для обеспечения топливом своих тепловых станций. Так, минувшей зимой Казахстану, Узбекистану и Кыргызстану пришлось даже прибегать к веерным отключениям электричества.
Директор Центра исследовательских инициатив «Ma'no» (Узбекистан) Бахтиёр Эргашев в интервью порталу «Евразия. Эксперт» указал, что подобных катаклизмов можно было избежать, если бы упомянутые страны нашли возможность вернуться к советской практике «Большого энергетического кольца». Суть её заключается в том, что Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Туркменистан и Таджикистан могли бы в разное время года выручать друг друга. Государства, обладающие гидроэлектростанциями, поставляли бы ток в общее «кольцо» летом, а остальные (те, где преобладают ТЭЦ) – зимой. Но пока мешают клановые амбиции и политические разногласия.
– Ещё на консультативной встрече глав государств Центральной Азии было принято решение, что нужно возобновлять работу единого энергокольца. Однако до сих пор система «вода в обмен на электроэнергию и углеводороды в рамках единой региональной энергетической системы» не заработала в полном объёме. В частности, есть вопросы по участию в ней Туркменистана. Это приводит к очень нерациональному использованию воды, – подчёркивает господин Эргашев, добавляя, что из-за несогласованности указанные страны несут колоссальные экономические убытки.
На этом фоне всё чаще звучит слово «Россия». Правда, некоторые деятели популистского толка настаивают на том, чтобы северный сосед вернулся к проекту поворота сибирских рек в Центральную Азию. Тогда, мол, живительной влаги хватит и для заполнения водохранилищ ГЭС, и для орошения полей.
Однако настоящие дипломированные специалисты советуют отбросить пустые фантазии и сосредоточиться на более реалистических проектах, позволяющих свести проблему энергодефицита к минимуму. Один из таких проектов – строительство в регионе атомных электростанций. Учитывая опыт, авторитет и мощь российской госкорпорации «Росатом», подобный шаг мог бы стать для динамично развивающихся постсоветских среднеазиатских стран настоящей палочкой-выручалочкой.
Кстати, кое-что в этом направлении уже предпринимается. В 2018 году Узбекистан и Россия заявили о том, что «Росатом» будет возводить в стране атомную электростанцию. Спустя три года идею строительства АЭС выдвинуло уже правительство Казахстана. По аналогичному пути собирается пойти и Киргизия, желающая получить от «Росатома» сразу несколько атомных мини-блоков.
«Росатом» в настоящее время возводит АЭС почти в десятке стран мира – это более двадцати атомных реакторов. Корпорация имеет необходимый потенциал для строительства и эксплуатации таких станций. У неё, в конце концов, есть финансовые возможности, государственная поддержка, она предоставляет полный пакет услуг, начиная с подготовки кадров и заканчивая утилизацией отработанного ядерного топлива.
Казалось бы, решение найдено? Однако правительства стран ЦА в настоящее время сталкиваются с жёстким прессингом со стороны Запада. Америка и Европа прилагают титанические усилия, чтобы разорвать исторически и географически сложившиеся экономические связи России с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией, Казахстаном и Туркменистаном. В качестве примера можно привести недавние саммиты президентов указанных государств с лидерами США и Евросоюза, на которых настойчиво поднимался вопрос «смены вектора движения» Центральной Азии.
Что касается энергетики, то Запад пытается давить на южных соседей России по двум направлениям. С одной стороны, им навязываются дорогие и малоэффективные «зелёные» технологии генерации, а с другой – предлагается отказаться от проектов «Росатома». В пользу западных ядерных компаний, естественно. При этом в ход идут совершенно нечистоплотные приёмы. Например, американские и европейские лоббисты накачивают деньгами местных богеров, заставляя тех создавать в своих странах русофобский информационный фон.
Нацеленность подобной игры понятна: Соединённым Штатам с их почти сотней атомных реакторов и Франции с их 58 энергоблоками жизненно важно накрепко привязать к себе богатую ураном Центральную Азию, потому что в последнее время урановые «потоки» из России и Нигера начали пересыхать.
То есть, заигрывая со Средней Азией, Запад решает собственные, чисто утилитарные задачи. И эти цели никак не сопрягаются с общими проблемами, стоящими сегодня перед соседствующими с Российской Федерацией государствами.
Правила комментирования
comments powered by Disqus