Во время ежегодного послания к народу 1 сентября 2023 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил развивать военно-промышленный комплекс республики. За годы независимости ВПК Казахстана претерпел значительные структурные и технологические изменения. Подробнее о развитии оборонной промышленности Казахстана и влияющих на него факторах Ia-centr.ru рассказал кандидат политических наук, заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Прохор Тебин.
— Какова динамика военных расходов Казахстана? Характерна ли она для невоюющей страны?
— Военные расходы Казахстана весьма невелики как в абсолютном, так и в относительном выражении. Как и экономика страны в целом, они зависят от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Размер внутреннего рынка существенно ограничивает возможности развития в стране самодостаточного ВПК. Остро стоят вопросы инфляции и девальвации тенге.
В 2022 году военные расходы Казахстана составили немногим менее $1,1 млрд. Своего пика они достигли в 2019 году — около $1,9 млрд. Среди своих соседей Казахстан, само собой, уступает России и Китаю, но существенно превосходит Киргизию. Адекватно сравнить военные расходы Казахстана, Туркменистана и Узбекистана затруднительно по причине низкой транспарентности военных расходов двух последних государств.
Военное бремя Казахстана традиционно находилось на весьма низком уровне (около 1 % от ВВП в 2010-е годы), а в 2022 году составило 0,5 % от ВВП (самый низкий уровень в истории страны. — Прим. Ia-centr.ru).
Этот показатель ниже, чем у таких слабо милитаризованных стран, как Австрия, Монголия, Индонезия.
— Как на развитие ВПК влияет географическое положение Казахстана?
— На развитие ВПК значительно влияет ряд особенностей геополитического положения Казахстана: отсутствие выхода к Мировому океану; соседство с двумя дружественными ядерными державами, на порядок превышающими Казахстан по военному, экономическому и демографическому потенциалу; обширная территория страны, низкая плотность населения и одна из самых длинных в мире границ.
Основные вызовы национальной безопасности Казахстана связаны с острыми для Центральной Азии проблемами бедности, роста населения, доступа к водным ресурсам, внутриполитической нестабильности, межэтнических конфликтов, международного терроризма, наркотрафика и организованной преступности.
Это определяет высокую роль таких структур, как МЧС, Нацгвардия и Погранслужба КНБ Казахстана в вопросах обеспечения национальной безопасности.
Эти структуры, в определённой степени выступая конкурентами Минобороны за средства государственного бюджета, являются важными заказчиками для ВПК, а специфика их задач, во многом отличающихся от задач Минобороны, существенно влияет на облик и направления развития военно-промышленного комплекса.
Показательно, что в структуре республиканского бюджета расходы на безопасность превышают расходы на оборону.
— Какое наследство в оборонной сфере досталось Казахстану от СССР?
— В наследство от Советского Союза Казахстану достался целый ряд предприятий ВПК, а также весьма значительные запасы различного вооружения и военной техники, зачастую избыточные для молодой республики. От СССР Казахстану остались преимущественно предприятия, производившие специализированную военную продукцию, не представляющую особого интереса для Вооружённых сил Казахстана и имеющую ограниченный экспортный потенциал. Производство комплектной военной техники в советское время в Казахстане практически не осуществлялось.
В этом плане можно отметить существенные различия в формировании ВПК в 1990-е годы в Казахстане и на Украине. На территории Украины остались производственные комплексы, выпускающие востребованную на внутреннем и внешнем рынке продукцию и охватывающие весь цикл создания вооружения и военной техники — от разработки до обслуживания и модернизации. Кроме того, Украина имела более широкие возможности по удержанию и воспроизводству кадров для ВПК.
— Какова динамика развития ВПК Казахстана за последние 20 лет?
— В 1990-е годы вследствие особенностей «советского наследства», экономических проблем и окончания холодной войны ВПК Казахстана пришёл в глубокий упадок. В 2000-е началось его постепенное восстановление на фоне роста мировых цен на энергоносители и общего улучшения экономической ситуации. Одним из ключевых событий того времени было создание в 2003 году компании «Казахстан Инжиниринг», объединившей ключевые предприятия ВПК Казахстана.
Казахстан, будучи обеспечен на долгие годы вперёд отдельными образцами вооружения и военной техники, не мог самостоятельно развивать ВПК и модернизировать Вооружённые силы и другие силовые структуры.
В связи с этим ключевую роль в вопросах развития Вооружённых сил и ВПК РК играет военно-техническое сотрудничество. Членство в ОДКБ, общая история и тесные дружественные связи с Россией предопределили, что ключевым партнёром Казахстана в вопросе военно-технического сотрудничества была и остаётся Россия. Важнейшим фактором для Казахстана, несомненно, является возможность в силу членства в ОДКБ закупать российское вооружение по российским ценам.
— С какими еще странами Казахстан развивает военно-техническое сотрудничество?
— Казахстан последовательно проводит политику диверсификации партнёров по военно-техническому сотрудничеству, в течение многих лет активно взаимодействуя с производителями по всему миру, включая страны НАТО, Израиль, Китай и ЮАР.
Казахстан стремится локализовать производство на собственной территории и создавать совместные предприятия с иностранными производителями. Однако этому препятствуют ограниченные финансовые и кадровые возможности Казахстана, а также крайне небольшие размеры рынка Казахстана и в целом Центральной Азии.
Возможности Казахстана, по сути, сводятся к крупноузловой сборке, техническому обслуживанию и модернизации, а также обучению. Правительство стремится развивать национальные компетенции, но по упомянутым ранее причинам этот процесс достаточно ограничен.
Военно-техническое сотрудничество играет для Казахстана большую политическую, экономическую и социальную роль. Астана стремится использовать военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами как инструмент дипломатии, а также способ создания новых высокотехнологичных рабочих мест в экономике и стимулирования несырьевого экспорта (причем не только конечной продукции, но и услуг. — Прим. Ia-centr.ru). Это проявляется в стремлении Казахстана стать региональным представителем крупных зарубежных производителей в части продаж и послепродажного обслуживания, предпочтительно хотя бы с минимальной локализацией производства на территории Казахстана.
— Какие крупные проекты Казахстан развивает в сфере ВПК?
— В период высоких цен на энергоносители и благополучной экономической конъюнктуры в 2000-е годы и начале 2010-х Казахстан запустил целый ряд крупных, значимых проектов. Мировой экономический кризис конца 2000-х годов не сказался на них существенно. Проблемы начались на фоне девальвации тенге в 2015 году. Это привело к долгосрочным проблемам для военно-технического сотрудничества и ВПК Казахстана.
В частности, со сложной ситуацией столкнулся «Казахстан Инжиниринг», выпустивший в 2013 году еврооблигаций на $200 млн. Последствия этого ощущаются до сих пор и существенно ограничивают возможности Казахстана и конкретно «КИ», как ключевого военно-промышленного холдинга страны, по инвестированию в новые проекты и развитию основных направлений деятельности.
Проблемы ВПК усугубились в 2020-е годы — сначала на фоне последствий кризиса, вызванного пандемией COVID-19, а затем острого конфликта России и стран Запада в связи с началом СВО.
Ряд предприятий «КИ» находятся в тяжёлом финансовом положении.
Ключевыми направлениями военно-технического сотрудничества с зарубежными государствами и развития ВПК Казахстана являются авиационная техника, включая беспилотные летательные аппараты; стрелковое оружие и боеприпасы; колёсная и гусеничная техника. Также уделяется внимание развитию военно-морской техники, техники для ПВО и сектора электронно-оптического оборудования.
Одним из наиболее значимых проектов в новейшей истории Казахстана стало сотрудничество с Airbus. Всего было заказано 10 лёгких военно-транспортных самолётов C295M (девять поставлено), два среднетяжёлых военно-транспортных самолёта А400М, а также значительное число вертолётов.
Сервисное обслуживание, обучение, а в случае с вертолётами и крупноузловая сборка освоены на территории Казахстана. По вертолётной технике «КИ» фактически стал оператором учебного, дилерского и сервисного центра Airbus Helicopters в Центральной Азии, работая с государственными и гражданскими заказчиками Казахстана и других стран региона. Весьма активно Казахстан сотрудничал с Airbus и рядом других западных компаний в сфере космических технологий.
Другим крупным проектом ВПК Казахстана стало производство в Казахстане колёсных бронеавтомобилей разработки южноафриканской Paramount Group на базе совместного предприятия «Казахстан Парамаунт Инжиниринг». «КИ» был изначально одним из учредителей предприятия, но в дальнейшем вышел из него.
Потенциально перспективный проект в итоге вылился в череду скандалов, широко освещавшихся в казахстанских СМИ. Развитие ВПК и военно-технического сотрудничества Казахстана сопровождалось рядом скандалов в конце 2000-х и в 2010-х годах, в которых фигурировали и иностранные партнёры Казахстана, включая Airbus и «Укрспецэкспорт».
В последние годы Казахстан всё активнее развивает сотрудничество с Турцией, в том числе в сфере оптико-электронного оборудования с компанией Aselsan, беспилотных летательных аппаратов и космических технологий с Turkish Aerospace Industries, боевых колёсных машин с Otokar, военно-морской техники с ASFAT. Стоит, впрочем, отметить, что многие проекты сотрудничества Казахстана и Турции находятся на стадии переговоров и проработки.
Другой перспективный иностранный партнёр Казахстана — Китай, в том числе в сфере беспилотных летательных аппаратов.
— Что можно сказать об экспорте вооружения из Казахстана?
— Экспорт Казахстаном продукции военного назначения крайне ограничен. Значительную долю в нём составляет продажа вооружения и военной техники «советского наследия». Значительная часть невостребованного военного имущества советского производства передавалась Казахстаном Киргизии и Таджикистану на безвозмездной основе. В 2020–2021 годах Казахстан экспортировал в Словакию свыше 500 БМП советского производства.
На фоне начала СВО и публикаций о том, что конечным получателем продаваемой Казахстаном техники советского производства может быть Украина, Казахстан в августе 2022 года ввёл временный мораторий на экспорт продукции военного назначения.
— Каковы перспективы развития ВПК Казахстана в будущем?
— В условиях экономической и геополитической турбулентности развитие ВПК Казахстана затруднено. Показательны постоянные переносы сначала на фоне пандемии COVID-19, а затем СВО и противостояния России и Запада шестой международной выставки вооружения и технологий KADEX, которая должна была состояться ещё в 2020 году.
Сейчас проведение выставки ожидается в мае 2024 года. В целях содействия развитию ВПК Казахстана планируется создание в ближайшее время государственного Фонда развития ОПК, идея которого обсуждалась с конца 2010-х годов. Одной из ключевых задач фонда должно стать оказание финансовой поддержки предприятиям ВПК Казахстана, сталкивающимся с существенными трудностями в доступе к заёмному финансированию.
Однако сложно сказать, какой объём средств бюджет Казахстана сможет выделить под эти цели. В связи с этим очевиден ещё один приоритет Казахстана в военно-техническом сотрудничестве с зарубежными государствами — привлечение партнёров, способных проинвестировать или привлечь инвестиции в проекты развития и модернизации ВПК Казахстана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus