История двадцать четвертая. Часть 1
В 70-х годах прошлого века в советском джазе и на эстраде благодаря творчеству нескольких среднеазиатских ансамблей сформировалась «восточная волна», одним из ярких представителей которой стал ташкентский ансамбль АСМ/«Анор» под руководством выпускника Ташкентской консерватории Григория («Григи») Пушена. Поясню, в Ташкенте его звали «Грига» — это прозвище относится к советскому периоду, в США, куда он переехал после распада СССР – Грег. В таком порядке Григорий Пушен именуется в этом материале.
Григорий «Грига» Пушен (бас-гитара) и Алексей Козленко (гитара)/(сейчас в Канаде) создали ансамбль в 1970 г., когда и Ташкент накрыла волна молодежного увлечения рок-музыкой.
Как вспоминает известный ташкентский писатель и меломан Владимир Фетисов, кроме «отцов-основателей» в группу входили Валерий Нойкин (вокал, клавишные), Александр Зурабов (ударные) и Валерий Трошков (звукорежиссёр, сейчас живёт в Латвии). К воспетому Александром Блоком древнему племени название группы отношения не имеет. Это аббревиатура словосочетания Спортивный Клуб Института Физкультуры, где учился Козленко. Там и был создан ансамбль «Скифы».
Позже к нему присоединился виртуоз Олег Чесноков, которого называли тогда одним из лучших гитаристов СССР. Сейчас Олег живёт в Москве. Работает как сессионный и студийный гитарист. Выступает в стилях: блюз, джаз, рок.
«СКИФЫ» в то время считались одной из лучших ташкентских рок-групп. Народ ломился на их выступления. Однажды на концерте в Доме Знаний (популярном месте у любительских ансамблей, где работали администраторами замечательные дамы-энтузиасты) фанаты просто вынесли двери. Говорят, несколько их песен неизвестно как даже попали на радиостанцию «Монте Карло». Как видим, уже тогда в Ташкенте умели писать «живую» музыку на пленки.
Тем временем Ташкентский обком комсомола затеял Первый областной фестиваль-конкурс эстрадной политической песни «Мы-интернационалисты», приуроченный к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. На том конкурсе главными конкурентами оказались «Скифы» и «ВИА ТТХИ», который впоследствии прославился как «Ялла». Оба ансамбля разделили первое место.
Григорий Пушен вспоминал, что «Скифов» даже приглашали в ЦК комсомола республики и предлагали «роль» будущей «Яллы» с переводом из спортивного института в театральный вуз. «Скифы» отказались.
«Апофеозом и заключительным аккордом в истории группы, — рассказывает Владмир Фетисов, — был концерт в ДК «Октябрьской Революции», где они исполняли музыку Led Zeppelinn, Deep Purple и Джимми Хендрикса. Зрители были в экстазе».
«Грига» Пушен был одним из лучших бас-гитаристов Ташкента. В начале 1973 г., его пригласили в «Яллу», где он стал самым молодым участником группы. «Скифы» играли другую музыку, нежели в «Ялле», но она была интересна по-своему. До 1978 г. Пушен выступал в составе «Яллы», делал аранжировки многих популярных композиций ансамбля.
С «Яллой» ездил на гастроли по стране, сначала, как говорится, по родным кишлакам, потом в 1973 г. Ленинград, как участник только что созданного Батыром Закировым Ташкентского мюзик-холла, а оттуда в ГДР на X Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Берлине. Затем гастроли в Болгарии, Румынии, Польше… «Работа в «Ялле», — рассказывает Григорий, — сыграла очень благотворную роль в моей музыкальной биографии. Во время поездок я встречался с ненашими музыкантами и много полезного извлек из этих встреч».
После того как первого руководителя «Яллы» Евгения Ширяева назначили художественным руководителем «Узбекконцерта», «Грига» на рубеже 1978-79 гг., покинул ансамбль. «Ялла» в то время переживала творческий кризис, его участники по-разному видели будущее ансамбля и каждый из них пошел своей дорогой.
«Уход «Григи» из коллектива не был демаршем, просто он решил открыть свою студию, заняться аранжировками, собственными проектами, сотрудничая время от времени с разными коллективами.
Фарух Закиров тогда набрал фактически новый состав, в котором музыканты придерживались в целом тех же взглядов, что и он. В конечном итоге, Фарух сумел с успехом использовать накопленный к тому времени творческий потенциал и вместе с единомышленниками возродить ансамбль в новом качестве с многообещающим будущим.
После «Яллы» Грига одно время играл в аккомпанирующем составе ансамбля «Садо». В ДК «Фархад» г. Навои случился опасный эпизод, во время которого Пушен фактически спас жизнь одной из солисток «Садо» Миле Романиди. Вот как она сама рассказывала об этом в одном из интервью: «В тот вечер … я готовилась к саундчеку. Вышла… проверить микрофон. Взяла его правой рукой, левой – металлическую стойку, на которой он держится. Но провод где-то коротнул и меня пробил разряд тока. Мгновенная темнота и я куда-то улетела… Полная темнота, я ничего не вижу, набрала воздуха, а вдали тоннель яркий. И потом уже вижу себя, с меня спадают туфли на сцене. Как будто видела себя со стороны и понимала все, что происходит. Кто-то выбил микрофон из моей руки. А бас-гитарист Григорий Пушен… стал делать непрямой массаж сердца… Пока оживляли, сломали три ребра. Но главное – запустили сердце». Григорий, однако, уточняет, что Мила коснулась софита, а он начал делать искусственное дыхание.
Благодарю Григория Пушена за помощь при подготовке материала. Фотографии из архива Григория Пушена и Алексея Козленко.
Правила комментирования
comments powered by Disqus