Президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал закон «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики о некоммерческих организациях», 15 апреля документ вступил в силу. Между тем отдельные представители неправительственного сектора до сих пор противятся новым «правилам игры». Настолько, что «Фонд Сорос Кыргызстан» даже объявил о своем закрытии якобы в связи с принятием в республике нового законодательства.
Что в законе так напугало Фонд Сороса и еще ряд неправительственных организаций, непонятно. О закрытии или преследовании НПО, даже финансируемых извне, речи не ведется. Цель документа – обеспечение прозрачности и публичности таких организаций.
При этом о реорганизации «Фонда Сороса Кыргызстан» и закрытии ряда его проектов стало известно еще в конце 2023 года. Такой шаг никак не был связан с законодательством Кыргызстана. Решение о переносе центра управления кыргызским филиалом в Штаты главным руководством Сороса было принято, так сказать, по личным причинам. Тогда же заговорили о том, что фонд вообще ждет «ребрендинг», что значило его закрытие и появление на его базе новой структуры.
По факту руководящие структуры Сороса решение, принятое еще несколько месяцев, подали под новым соусом, благодаря чему и свои внутренние делишки замаскировали, и руководству Кыргызстана нагадили, и пропиарились заодно.
«Закрытие Фонда Сорос Кыргызстан – это не более чем пиар-ход, рассчитанный на международный резонанс. В реальности этого не произойдет, просто на его месте появятся новые организации, которые будут действовать в том же направлении. Как в той поговорке: «Это будет тот же Сорос, только вид сбоку». В Казахстане соросовцы тоже утверждали, что уходят, а в итоге произошла всего лишь смена вывески. Для руководства соросовских структур присутствие в нашем регионе является стратегической задачей, в том числе с позиции идеологического противостояния России и Китаю», – уверен директор ЦЭИ «Ой Ордо», политолог Игорь Шестаков.
Такое мнение эксперт озвучил в рамках экспертной дискуссии «Закон о НПО КР: новые принципы общественной деятельности и защита суверенитета», организованной Центром экспертных инициатив «Ой Ордо» в партнерстве с ОО «Нарын Патриот».
И. Шестаков напомнил, что «один из главных выводов мероприятия по обсуждению законопроекта об НПО, которое около года назад проводил Центр «Ой Ордо», заключался в том, что такой закон Кыргызстану необходим, чтобы не было подмены политическим партиям со стороны неправительственных организаций».
Политолог обратил внимание, что оппоненты закона продолжают утверждать, что в Кыргызстане он принят якобы под влиянием Москвы. Однако в России абсолютно другая ситуация как минимум потому, что там вообще не работает, например, ЮСАИД* или Фонд Сороса*.
«Наш закон – это в большей степени новая модель выстраивания взаимоотношений между государством и НПО, которая исходит из вопросов обеспечения национальной безопасности. Повестка деятельности неправительственных организаций должна определяться, прежде всего, национальными интересами страны и ориентироваться на проекты в социально-экономической сфере. Однако зарубежные доноры, как, например, объявивший накануне о своем закрытии «Фонд Сорос Кыргызстан», делают акцент на работе в политической сфере», – пояснил спикер.
Он напомнил, что на днях ряд медиаресурсов Кыргызстана опубликовали документы, полученные от бывшего сотрудника Фонда Сороса, работавшего в Казахстане и Германии, который обнародовал план Сороса по «подгону» социально-экономических программ стран ЦА под виденье соросовских экономистов, мало отвечающих национальным интересам стран региона.
Речь идет о программе «Эффективное управление для экономического развития» (EGED) с бюджетом 8 млн 750 тыс. фунтов. Проект рассчитан на 5 лет (1 декабря 2020 г. – 31 октября 2025 г.). Его ключевые партнеры: Фонд Сорос Кыргызстан, Фонд «Открытое общество» Таджикистан (OSIT), а в Узбекистане – Университет Центральной Азии (UCA) и Hеrtie School.
Инструментами реализации проекта являются неправительственные организации, «лидеры» общественного мнения и средства массовой информации, как традиционные, так и «гражданские», разделяющие взгляды и принципы своих зарубежных спонсоров. Инициаторы проекта рассчитывают, что комплекс мер, прописанных в документе, обеспечит формирование оппозиционных к власти организаций гражданского общества, способных к разработке и реализации государственных решений.
Цель программы – укрепление гражданского общества для привлечения правительств к ответственности. В отдельных пунктах документа говорится о формировании оппозиции и даже протестных масс, что подразумевает не столько диалог, сколько прямое давление на власти. По сути, проект направлен на финансирование ключевых участников протестного ядра, которые должны способствовать развитию механизмов общественного контроля деятельности власти через создание «независимых» аналитических центров, в задачи которых входит влияние на формирование государственной политики, в том числе за счет организации массовых акций протеста.
В рамках дискуссии было отмечено, что проект, о котором идет речь в программных документах Фонда Сороса, уже реализуется. Такие группы уже работают. Они есть и в правительстве, и в гражданском секторе. И они реально влияют на принятие экономических решений. В документе есть тезис о том, что экономическая политика стран региона в значительной степени диктуется иностранными субъектами.
«С одной стороны, это Всемирный банк, Международный валютный фонд, Азиатский банк развития, ООН и другие международные финансовые структуры, действующие из благих побуждений. С другой стороны, это Россия и Китай, открыто преследующие свои интересы», – говорится в полученном документе. По сути, это ключевая фраза, которая отражает суть и главную цель данной программы – свести к минимуму торгово-экономическое сотрудничество стран ЦА с их ключевыми стратегическими партнерами.
Данные документы пришли также на электронную почту директора ОФ «Институт развития общественных отношений стран ЦА». Занимающая эту должность Калдан Эрназарова заявила: «Я подозреваю, кто их прислал. Я думаю, что знакома с этим человеком. Мы с ним когда-то пересекались, т. к. я сама работала по западным проектам. Я не буду называть его имя, т. к. не хочу его подставлять, он занимал высокую должность. Я не знаю, почему он решил сделать такую рассылку, но не сомневаюсь, что документы, которые он обнародовал, подлинные, т. к. я об этом проекте слышала и раньше».
Она пояснила, что «заявку на проект подал Фонд Сороса, но партнерами в Таджикистане и Узбекистане являются другие организации, т. к. в этих странах нет представительства данного фонда. Этот проект нацелен на разрушение государственной независимости стран ЦА, потому что западные госструктуры не занимаются благотворительностью, а вкладывая деньги в другие страны, они решают свои собственные задачи».
Спикер выразила недоумение по поводу заявления «Фонда Сорос Кыргызстан», в котором говорится, что организация уходит из республики в связи с принятием закона об НПО.
«Они говорят о том, что закон делает невозможной их работу. На самом деле это неправда, документ позволяет им работать, главное, чтобы была обеспечена прозрачность в осуществлении их деятельности. А вот с этим, видимо, есть проблемы. Я раньше сама работала в одной организации. Мы в начале поддерживали НПО-деятельность, потому что продвигались права женщин, равноправие и т. д. Но, когда получаешь грант, в течение года нужно отчеты предоставлять, и мы задним умом уже тогда понимали, что в процессе работы мы предоставляем информацию зарубежным донорам. По сути, НПО оказывают информационные услуги, действуя как разведывательная сеть», - пояснила К. Эрназарова.
(Окончание следует)
Правила комментирования
comments powered by Disqus