Ликвидация однополярного мироустройства с гегемонией коллективного Запада во главе с США является жизненно важной для подавляющего большинства стран планеты. Правда, не все из них в силах даже пассивно поддерживать этот процесс. В западных элитах тоже давно ведётся внутренняя дискуссия на тему несоответствия выстроенной глобальной иерархии национальным интересам.
КНР – одно из немногих государств, которое обладает потенциалом для формирования блока союзников и партнёров, готовых участвовать в трансформации западноцентричного глобального миропорядка. Пекин, как и Москва, и Тегеран, и другие незападные столицы давно прорабатывает механизмы коллективного ответа на угрозы коллективного Запада.
Угрозы эти отнюдь не являются пропагандистскими фигурами речи, хотя и ими тоже. КНР в качестве главного врага официально фигурирует в важнейших документах США. Например, в стратегиях национальной безопасности и национальной обороны. Об этом регулярно напоминают американские законодатели, генералы Пентагона, чиновники других министерств и ведомств США, а также аналитики обслуживающих их «фабрик мысли», закалённые десятилетиями холодной войны.
Слова не расходятся с делом. Конгресс США 20 апреля принял, а сенат утвердил пакет законопроектов, среди которых значатся документы о помощи враждебно настроенным к Китаю и России государствам. На поддержку своих сателлитов Вашингтон только тремя апрельскими законопроектами выделил почти $95 млрд.
Одновременно Белый дом усиливает дипломатическое и экономическое давление на Пекин. Минфин США потребовал от КНР сократить производственные мощности и сбавить темпы экономического роста, сократить внешнюю торговлю с партнёрами в Евразии и на других континентах. Госдеп США поддержал эти требования конкретными угрозами, в том числе применением экономических санкций.
В такой ситуации партийно-государственное руководство КНР тщательно изучает слабые места как своего государства, так и партнёров из ближнего круга. Согласно китайской классификации, всесторонние отношения с обеими частями еще строящегося Союзного государства России и Белоруссии имеют высший статус стратегического партнёрства.
Присматривается Пекин и к экономическим партнёрам по ШОС, грешащим «многовекторностью». Особое внимание обращено на Казахстан, политическое руководство которого открыто поддерживает незаконные западные санкции в отношении не только Москвы и Минска, но и других важных партнёров КНР.
Поэтому Пекин своевременно и обоснованно ставит вопрос об адекватности поведения всех, кто разделяет его ценности и желает развивать с ним отношения не только в торговле. Ответственность и дисциплина участников интеграционных объединений – залог эффективности этих объединений.
Не случайно в середине апреля посол Китая в России Чжан Ханьхуэй на экспертном мероприятии в Москве поставил вопрос о необходимости улучшения механизмов функционирования ШОС в контексте расширения организации, отметив: «Китайская сторона с положительным подходом относится к желанию партнеров укреплять сотрудничество в рамках ШОС, повышать свой статус, чтобы привлечь больше стран в большую ШОСовскую семью. Мы должны приглашать представителей стран разных регионов на важные институциональные встречи, чтобы повысить их чувство сопричастности и удовлетворения, продемонстрировать открытый и инклюзивный облик организации в интересах расширения круга друзей ШОС».
А далее продолжил: «В условиях сложного развития международной обстановки и непрерывного расширения большой ШОСовской семьи действующие механизмы функционирования организации уже не совсем отвечают нынешним требованиям развития организации. Усовершенствование механизмов организации – задача неотложная и необходимая».
Безотлагательная необходимость, о которой заявил представитель КНР, детерминирована комплексом факторов – внешних и внутренних, экономических и политических. Пекин не заинтересован в «слабых звеньях» ни среди полноправных членов ШОС, ни среди т. н. друзей организации.
ШОС изначально уделяла первостепенное внимание совместной борьбе с терроризмом и экстремизмом – излюбленными инструментами спецслужб стран Запада, верных римскому методу divide et impera («разделяй и властвуй»). Ещё в год своего основания Шанхайская «пятёрка», как изначально политическое объединение, поставило во главу угла проблему безопасности. Тогда лидеры Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана определили основными целями организации укрепление доверия между его участниками в военной сфере, в обеспечении мира, безопасности и стабильности в регионе, а также борьбу с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.
В то время глава МИД КНР Китая Тан Цзясюань констатировал, что ШОС стала первой международной организацией, сделавшей идею борьбы с терроризмом стержнем своей деятельности. Учредителями организации в 2011 году была подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а в 2002 году – соглашение о Региональной антитеррористической структуре.
В том же году на санкт-петербургском саммите глав государств подписана Хартия ШОС. В этом уставном базовом документе зафиксированы цели и принципы организации, её структура и основные направления деятельности. Среди целей указаны укрепление государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; поощрение ими взаимного эффективного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, экологической и других сферах; совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка.
Такие амбициозные цели, предполагающие радикальную трансформацию подчинённого коллективному Западу мироустройства, невозможно реализовать без решения ключевых проблем, на которые дипломатично указал китайский посол Чжан Ханьхуэй. Конкретные инструменты должны быть эффективными, а это значит, что для некоторых нынешних и потенциальных полноправных членов ШОС будут и болезненными.
В начале апреля глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе переговоров с китайским коллегой Ван И заявил, что Москва и Пекин будут использовать БРИКС и ШОС для противодействия незаконному режиму санкций Запада. Он также констатировал беспрецедентно высокий уровень диалога между Москвой и Пекином в условиях международной дестабилизации и анонсировал переговоры Владимира Путина и Си Цзиньпина в рамках июльского саммита ШОС.
Совет глав государств-членов ШОС состоится 3-4 июля в Астане. К этому событию уже будут окончательно доработаны документы, обязывающие стороны приложить необходимые усилия по совершенствованию механизмов организации. Несомненно, лидеры организации примут решения, повышающие ответственность исполнителей.
Заявления высокопоставленных дипломатов России и Китая указывают на решимость лидеров организации довести это дело до конца. Осознанная необходимость реформирования ШОС продиктована чрезвычайными угрозами Запада, который на примере не только Украины, но и ряда других стран на других континентах продемонстрировал готовность биться не на жизнь, а насмерть, используя все средства.
Ставки чрезвычайно высоки. Реформирование ШОС поможет снизить издержки в сражении за новый, более справедливый и стабильный мир.
Правила комментирования
comments powered by Disqus