Этот масштабный проект в Центральной Азии громко называют «событием века». Обсуждают его на протяжении нескольких лет, однако по ряду причин (в том числе политическим) сроки реализации неоднократно пересматривали. В очередной раз тема обсуждалась сторонами в апреле 2024-го в узбекском городе Термез. Российскую делегацию возглавил заместитель главы Минтранса РФ Дмитрий Зверев, подтвердивший намерение Москвы участвовать в кампании.
Речь идет о Трансафганской железной дороге, которая станет частью международного транспортного коридора «Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан» (БРКУАП). Страны-участницы подписали первые документы, предполагающие создание и развитие МТК, а также согласовали «дорожную карту».
Что касается непосредственно стальной магистрали с колеей 1520 мм, то ее протянут от Мазари-Шарифа, расположенного на севере Афганистана, до пакистанского города Парачинар. Раннее от Кабула строить «железку» планировали до Пешавара. Но при такой трассировке (около 600 км) понадобилось бы возведение 260 мостов и семи тоннелей. Поэтому с целью удешевления проекта маршрут пересмотрели — от столицы Афганистана ветка через провинции Логар и Пактию пойдет до Парачинара. В перспективе линию намерены электрифицировать.
В случае осуществления этой задумки «русская колея» дойдет до территории Пакистана. По мнению основателя и генерального директора российско-китайской транспортной компании RusTransChina Александра Стрельникова, в контексте изменения транспортно-логистических цепочек и развития экономических связей со странами Азии данный проект имеет важное значение для Москвы.
«Участие России в проекте поспособствует укреплению ее позиций на рынках Центральной и Юго-Восточной Азии, а также позволит повысить конкурентоспособность российских транспортных компаний. Кроме того, строительство железной дороги может стать важным фактором стабилизации ситуации в Афганистане и развития экономических связей с этой страной», — отметил эксперт в комментарии нашему каналу.
В свою очередь, Александр Шаров, председатель совета директоров ГК «РусИранЭкспо», гендиректор компании «Нефтехимтранс», член Координационного совета трансъевразийских перевозок, считает, что этот проект не особо актуален для России. Он подчеркивает, что будущая линия так или иначе упрется в устаревшие пакистанские железные дороги с колеей 1676 мм.
«Возможно, будет небольшой рост грузопотока (мука, масло, сахар, нефтепродукты, уголь и др.) в южный Афганистан и в пограничные районы Пакистана. Но эти перевозки и сейчас осуществляются автотранспортом в Афганистане, где нет ограничений на вес груза, да и топливо сравнительно недорогое. Гораздо интереснее строительство ветки от Мазари-Шарифа до Герата и ее соединение с действующими иранскими железными дорогами. Это позволит осуществлять транзит груза из Узбекистана и южного Казахстана сразу в высокоразвитые иранские порты в Персидском заливе, а в перспективе — в строящийся в Иране океанский порт Чабахар в Оманском заливе», — рассказал Шаров «Строительному миру».
В лбом случае, как подчеркивает эксперт, по железным дорогам (как до Парачинара, так и до Герата) в перспективе преимущественно будут перевозить товары из Средней Азии в Иран, Пакистан и в морские порты. То есть эти грузы будут не российские. Последние же намного экономнее возить через Казахстан и Туркменистан по МТК «Север-Юг» (восточная ветка), в развитие которого сегодня вкладывают немалые средства.
Интересно, что Ташкент и Кабул в 2017-м договорились строить именно линию Мазари-Шариф – Герат, но позднее эту идею решили отложить, отдав приоритет восточному направлению. К подготовительным работам на трассе Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар планировали приступить осенью 2021-го. Но из-за смены власти в Афганистане сроки пришлось пересмотреть.
Тем не менее Узбекистан, в котором предстоящую стройку называют «событием века», довольно быстро вернулся к обсуждению этого вопроса уже с новым правительством соседней страны. С тех пор прошел целый ряд встреч, в которых принимала участие и Россия. Согласно последней информации, озвученной по итогам апрельских переговоров в Термезе, РФ может войти в соответствующий консорциум и выступить в качестве финансового партнера, а также помочь в разработке ТЭО.
Правила комментирования
comments powered by Disqus