Лучший способ привлечь зарубежные инвестиции - спеть слезливую песенку о том, как Кыргызстану нужны кардинальные реформы и как жаждет их страна. Министр энергетики и промышленности признал, что отрасль глубоко погрязла в кризисе и оттуда ей не выбраться без реформирования. А все реформы в республике сводятся к одному: заработать.
Коматозное состояние
Мягко говоря, дела в энергетической отрасли оставляют желать лучшего. Финансовое положение оценивается как предкризисное и кризисное. Это связано с изношенностью оборудования и нехваткой денег на его ремонт. ТЭЦ изношена на 84 процента, сети - на 50 процентов. Критический уровень износа составляет 25 процентов. «Мы не должны допустить коллапса в отрасли», - заявляет заместитель министра энергетики и промышленности Батыркул Баетов, но в энергосекторе давно хозяйствует хаос.
Выход один - реформировать отрасли, чтобы улучшить качество электроснабжения. «В советское время нам и не снилось, что могут быть отключения. Сейчас же аварии и чуть теплые батареи нервируют население», - признается Батыркул Баетов.
Несмотря на это, энергетики постоянно нервируют население и желанием повысить тарифы на электричество. Вместе с тем народ, уставший от таких заявлений, в самый неподходящий момент может сорваться и испортить инвестиционный климат, что периодически и происходит в других бюджетообразующих отраслях. Чиновники это понимают, поэтому осторожно внушают, что тариф до конца отопительного периода останется неизменным, а после... Но это после. Сейчас они обеспокоены созданием единого независимого расчетного центра, куда входит сбалансированная тарифная политика. «При существующем тарифе инвесторы отказываются вкладывать в энергосектор. Они боятся не вернуть затраченное, - продолжает гипнотизировать людей замминистра. - Внутри страны тариф очень низкий, а на внешнем рынке тяжело продавать электричество по высокой цене. К примеру, в Казахстане тариф для населения в 7,5 раза выше, чем в Кыргызстане».
Кроме новой тарифной политики кыргызстанцев ожидает еще один «подарок» от энергетиков. Несколько лет назад электричество признано товаром, но привлечь за его хищение к уголовной ответственности никого не могут из-за противоречий в законодательстве. Сейчас же юристы Минпромэнерго разрабатывают поправки. Отвечать перед законом будут и сотрудники, вступившие в сговор с абонентом. В настоящее время их наказывают рублем, увольняют, не вынося сор из избы. После реформирования энергетики обещают придавать громкие дела огласке.
Вместе с тем Батрыкул Баетов признает, что прожить на скромную зарплату контролера в республике практически невозможно, поэтому электрики не из жадности, как могли некоторые подумать, а из острой необходимости обкрадывают отрасль, списывают хищения на потери, преувеличивают показатели, лишь бы получить от руководства щедрое вознаграждение за заслуги перед отечеством.
А я денежки люблю!
Заподозрили энергетиков в нечистоплотности и депутаты парламента, когда представители Министерства финансов пришли выбивать для них очередную крупную сумму - якобы для выплаты компенсаций жителям, проживающим в условиях высокогорья.
Председатель парламентского комитета по противодействию коррупции Анарбек Калматов не выдержал такой наглости и выпалил, что энергетики воруют деньги, а Минфин выделяет еще больше, чтобы они больше воровали. «Вы хотите провернуть очередную коррупционную схему. Вы расписали, кому и сколько нужно выделить, но получат ли они - большой вопрос. Поэтому внешний долг у нас превышает $3 миллиарда. В этом наша ошибка. Правительство тоже закрывает на это глаза. О каком финансировании энергетического сектора мы должны сегодня вести речь, если все разворовывается?» - обратился депутат к заместителю министра финансов Мирлану Байгончокову. На что тот лишь пожал плечами, ведь он выполнял просьбу главного энергетика, которому оказалось мало выделенных средств.
К слову отмечу, что на сектор энергетики приходятся наибольшие объемы финансирования - 9 миллиардов 312,6 миллиона сомов, что составляет 44,2 процента внешнего финансирования. В ненасытном энергосекторе оседает львиная доля иностранных инвестиций.
На очередном круглом столе, посвященном реформированию отрасли, Осмонбек Артыкбаев напомнил, что для полного счастья - а точнее, восстановления оборудования - им не хватает 6 миллиардов сомов в год. Тогда энергетики перестанут субсидировать население и коммерческие объекты. В его поддержку выступила и директор Государственного департамента по регулированию топливно-энергетического комплекса Миргуль Айдарова, которая разрабатывает для Минпромэнерго новую тарифную политику. «В советское время тратилось не менее $60 миллионов в год на ремонт оборудования. Сейчас столько не выделяется, поэтому в 2 раза превышен порог эксплуатации объектов», - пояснила она и свела все к тому, что повышения тарифов не избежать.
Общественность против
Наблюдательный совет по инициативе прозрачности топливно-энергетического комплекса считает, что все проблемы в отрасли - из-за неразумных управленцев. «В совет директоров энергокомпаний проходят управляющие рынков. Что они могут дать отрасли? Цели реформы, начатой в 1990 годах, не достигнуты. Произошло ухудшение финансовых показателей, - пояснила член НС ИПТЭК Валентина Касымова. - Фонд по управлению государственным имуществом владеет 80,4 процента акций энергокомпаний. Однако он не может управлять вверенным имуществом. Совет директоров не выполняет свои обязанности, но его членам регулярно повышают зарплату. Новый состав никогда не избирается, люди кочуют из одного совета в другой», - пояснила Валентина Касымова.
Следует отметить, что премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев разделяет мнение членов Наблюдательного совета о слабом управлении в энергетической отрасли Кыргызстана, которое привело к тому, что 94,1 процента иностранных кредитов тратит одна компания - ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана». С 1991 по 2010 год в энергетику вложено $380 миллионов инвестиций. Начиная с 2011-го в отрасли резкий рост вложений. С этого времени только в НЭСК поступило $275,88 миллиона, в «Электрические станции» - $78,16 миллиона, в остальные энергокомпании - незначительные суммы. Поэтому в РЭК самый высокий уровень потерь, сети не могут передать электричество потребителям, подстанции взрываются от перегрузок.
По словам Валентины Касымовой, нужно повышать тариф не для населения, а отпускной - для энергокомпаний. В 2012 году себестоимость электроэнергии с шин ГЭС составила 8,9 тыйына, в 2007-м - 4,3 тыйына. Следует отметить, что на шинах ТЭЦ себестоимость электроэнергии составляет 230 тыйынов. Из-за низкого отпускного тарифа на электричество упущенная выгода НЭСК и «Электрических станций» - 4,1 миллиарда сомов. Существующая система тарифообразования не соответствует рыночным принципам. «Из-за того что энергетики не могут повысить тариф, им приходится идти на нарушения и не выполнять условия реформирования отрасли. Правительство утвердило новые программы по реформированию энергосетей на 2012-2014 годы за счет перераспределения прибыли ОАО «Электрические станции» и снижения среднеотпускного тарифа в 2-3 раза для РЭК», - пояснила Валентина Касымова.
В настоящее время энергетики и эксперты предлагают несколько вариантов реформы. Есть предложения объединить РЭК, создав 8 дочерних компаний. Член совета директоров «Северэлектро» Сапарбек Аргымбаев и эксперт Эрнест Карыбеков выдвигают инициативу создать «Северэлектро» и «Югэлектро». Минпромэнерго и вовсе намерено объединить распредкомпании, создав единый расчетный центр, а к управлению привлечь иностранцев.
Наблюдательный совет предлагает оставить все как есть, но внедрить корпоративное управление и жестко наказывать руководителей отрасли. «Хватит смотреть в рот иностранным компаниям. Пора дать возможность молодым управленцам показать свои знания. Однако бывшего гендиректора ОАО «Электрические станции» Амана Тентиева выжили из компании, хотя он хорошо работал. Сейчас в «Северэлектро» молодой руководитель Кубанычбек Турдубаев. Он тоже хорошо работает, но ошибок не делает только тот, кто вообще не работает», - сказала Валентина Касымова.
Не выходя из комы
Тем временем министр закрывает глаза на кадровые несоответствия и продолжает твердить, что тарифы должны возмещать затраты. За счет среднесрочной тарифной политики энергетики хотят погасить кредиты, содержать независимый расчетный центр, обновить оборудование. А пока абоненты республики должны четко и строго соблюдать лимиты потребления, чтобы к 1 апреля уровень воды в Токтогульском водохранилище составил 9 миллиардов кубометров. К 2015 году Минпромэнерго намерено поставить 750 тысяч «умных» счетчиков, что позволит снизить потери. Но финансовый дефицит можно решить только за счет повышения тарифов. «Мы хотим внедрить двухставочную тарифную политику. Кто нуждается в комфорте, должен платить за электричество больше», - сказал Осмонбек Артыкбаев.
По словам чиновника, выходит, что в комфорте будут жить только те, у кого карман шире, а большая часть населения будет экономить и страдать от веерных отключений. Зажиточные люди не привыкли в чем-либо себе отказывать, не привыкли думать о разваливающейся отрасли. У них есть единственное преимущество - деньги.
Энергетика + политика = коррупция
Предложения по реформированию энергосектора обсуждали и в Жогорку Кенеше, но депутаты профильного комитета восприняли их с недоверием. По словам Исхака Пирматова, прежде чем заявлять о повышении тарифов, нужно искоренить коррупцию или свести ее к минимуму. «Никто не хочет манипулировать тарифообразованием. Все должно идти поэтапно. Когда мы снизим потери, искореним коррупцию, тогда можно говорить о повышении тарифа», - пояснил нардеп.
Однако Осмонбек Артыкбаев парировал: «Если мы сначала будем искоренять коррупцию, то через 2 года потеряем отрасль»...
Несмотря на кризис, в стране за счет иностранных инвесторов строятся генерирующие мощности, линии электропередачи. Но каким образом энергетики надеются рассчитаться с многомиллионными долгами? Высшее руководство страны заверяет, что предстоящей зимой тарифы на электричество повышаться не будут, но власти обязательно вернутся к вопросу позже. По словам Жанторо Сатыбалдиева, энергетика становится не только экономической отраслью, но и политической. «Пока мы не можем изменить тарифную политику. Общественно-политическая ситуация заставляет нас отказаться сейчас от повышения тарифов, но это не значит, что энергетика выдержит нагрузки», - заявил он на международной конференции по реформированию энергосектора, в которой участвовали более 50 зарубежных экспертов.
Но энергетики, с таким воодушевлением просившие помощи у международного сообщества, не слышали ценных советов по корпоративному управлению, повышению качества обслуживания абонентов, модернизации энергообъектов. В их умах культивируется одна реформа - новая двухступенчатая тарифная политика.
Правила комментирования
comments powered by Disqus