Наблюдая за американо-казахстанскими отношениями, не покидает ощущение, что Астана на уровне дискурса застряла глубоко в 90-х. Во временах так называемого однополярного момента. Сервильность казахстанских медийщиков чертовски напоминает поведение российских демократов первой волны – тотальное «чего изволите-с» и ни одного вопроса против шерсти. «ВЭС 24» ознакомился с последним интервью посла Розенблюма казахстанским СМИ.
Надо больше «демократизировать»
Начнем с того, что само словосочетание «казахстанские СМИ» уже звучит как некоторый оксюморон. Учитывая, как вольготно себя чувствуют в республике разного рода американские и европейские фонды и НКО, содействующие расцвету казахстанских медиа, называть эти медиа собственно казахстанскими как-то и неловко. Большинство из них либо прямо, либо опосредованно связаны с интересами Вашингтона и Брюсселя, либо же принадлежат местным олигархам, которые в свою очередь связаны с Вашингтоном и Брюсселем.
Но дело даже не в этом, дело в том, насколько затхло выглядят медиапрактики республики, словно сошедшие с учебников по журналистике Сороса лохматого 95-го года прошлого века. Разговоры о «либерализации, демократизации, свободе слова» (к слову, «демократизации» Казахстана Розенблюм уделил даже больше времени, чем антироссийским санкциям) – и все это от посла страны, в которой зародилась «культура отмены» и царствует оголтелая и топорно изготовленная пропаганда, не снившаяся даже советским партийным бонзам.
Журналист, отметим, тоже старается: плеснул ковш дерьма на родную страну, спросив о семи годах за ложную информацию в Казахстане – а как в Штатах-с? Розенблюм со снисходительным удовольствием подхватил туземные откровения и ответствовал, что в Штатах, конечно, все не так, там все цивилизованно. Однако посол дал понять, что если туземцы будут хорошо стараться, то и у них когда-нибудь станет если не так же цивилизованно, то похоже. Короче, бремя белого человека оно такое, мы понимаем.
Россия приревновала?
Формулировка вопроса о российско-казахстанских отношениях от интервьюера тоже на уровне – «В России очень ревностно, иногда даже болезненно реагируют, особенно политики российские, когда слышат о том, что Казахстан или другие страны, которые в тесном партнерстве с Россией находятся, в какой-то мере сотрудничают с США, развивают какие-то направления сотрудничества, что вы думаете по этому поводу?»
Ревностно? Кто-то думает, что Москва просто ревнует Казахстан? Казахстан – это видный жених? Нет, мягко говоря, невидный и не жених. Это южный сосед России с семитысячной сухопутной границей. И сегодня Казахстан говорит о «каком-то» военно-техническом сотрудничестве со страной (об этом в интервью приличный такой блок), которая в эту минуту обсуждает согласование ударов в глубь России дальнобойным оружием, иначе говоря, находится в пяти минутах от того, чтобы официально (Путин об этом сказал прямо) начать войну с Москвой. Вы серьезно думаете, что Россия будет тупо смотреть и «ревновать», когда в ее подбрюшье разворачиваются околовоенные шашни между Вашингтоном и Астаной? Мы позволяем себе в этом сомневаться.
Сон про не сон
Теперь к санкциям. Тут стоит Розенблюма процитировать как яркий образец иезуитской школы имени Игнатия Лойолы:
«Санкции, которые были наложены на Россию, они не являются напрямую направленными на Казахстан. Они представляют собой демонстрацию России последствий ее агрессивных действий, нарушения международного права и полномасштабного вторжения в Украину. Но, конечно, мы признаем, что у них есть какие-то непреднамеренные последствия на такие страны, как Казахстан. С самого начала того, что некоторые называют повторным вторжением России в Украину, мы состоим в диалоге с правительством Республики Казахстан, и мы уважаемоткрытую принципиальную позицию президента Токаева, который заявил, что он не применяет никаких санкций в отношении России, но в то же время соблюдает и уважает международные санкции, а также обязуется ни в коем случае не делать Казахстан платформой для уклонения или обхода этих санкций».
Во-первых, никаких международных санкций не существует – существуют американские санкции, одобренные американскими сателлитами, в которые можно смело зачислить и Астану. Во-вторых, от этих санкций в паре Москва – Астана страдает прежде всего Астана, которая теряет рынки и деньги. Россия тоже теряет, но существенно меньше - просто в силу больших масштабов своей экономики и пространства для маневра. То, что Розенблюм хвалит Токаева за то, что тот гробит свою экономику и инфраструктуру в угоду американским интересам – это хороший такой колониальный штришок. Странно, что на интервью Розенблюм пришел без пробкового шлема и кнута.
Резюмируя, скажем, если кто-то хочет погрузиться в сладостные 90-е, когда американцам смотрели в рот, не замечая пломб и гнилушек, а их канализацию воспринимали в качестве раздаточной линии нектара, Welcome to Kazakhstan!
Правила комментирования
comments powered by Disqus