В ночь на 1 октября израильская армия объявила о начале наземной операции против «Хезболлы» на юге Ливана. Менее чем через сутки Иран по заявлению израильских СМИ выпустил в сторону Израиля около 400 ракет. Однако Минобороны ИРИ озвучила цифру в 200 среди которых есть и гиперзвуковые
Подход стран Центральной Азии был осторожным: они сосредоточились на защите своих граждан: Казахстан и Кыргызстан призвали к стабилизации обстановки и мирному урегулированию, в то время как Узбекистан подчеркнул опасность усиления конфронтации. Таджикистан и Туркменистан не озвучили своих позиций.
Если начнётся война между Ираном и Израилем, какой будет позиция стран Центральной Азии и какую сторону они поддержат? Какие факторы могут оказать влияние на позицию стран региона? На эти вопросы ответил эксперт, политолог из Таджикистана Шерали Резаён.
Во-первых, «необъявленная война» между Ираном и Израилем продолжается уже многие годы. В связи с этой ситуацией крупные державы, региональные игроки и страны мирового сообщества сформировали свои устойчивые подходы к ситуации на Ближнем Востоке.
Во-вторых, страны Центральной Азии на протяжении всего периода своей независимости всегда выражали обеспокоенность ухудшением ситуации на Ближнем Востоке (Западная Азия). Государства нашего региона призывают обе стороны к сдержанности, стремлению к миру и терпению, считая необходимым для мирного разрешения ситуации принимать меры на основе норм международного права и решений Совета Безопасности ООН. Такой подход свидетельствует о том, что страны Центральной Азии открыто не поддерживают ни одну из сторон конфликта и придерживаются нейтралитета.
В-третьих, Иран и Израиль не обладают значительным влиянием в Центральной Азии. Их региональные стратегии реализуются в основном через союзников, что в определённой степени можно охарактеризовать «аутсорсинг». Такой подход Ирана и Израиля прекрасно понимают в нашем регионе.
В-четвёртых, в отличие от официальных позиций стран, сообщество ЦА, учитывая влияние религиозного фактора, может быть склонно к поддержке Ирана в текущей кризисной обстановке. Это связано с ситуацией, наблюдаемой в Палестине за последний год. Наблюдение показывают, что часть сообщества стран Центральной Азии имеет не очень положительное отношение к Израилю.
В-пятых, вероятно на позиции стран Центральной Азии окажут влияние державы, вовлечённые в ближневосточный конфликт. Однако отношения государств Центральной Азии к российско-украинской войне показывают, что страны региона не хотят «жертвовать» своими национальными интересами ради геополитических амбиций воюющих сторон.
В заключение, вероятность войны между Ираном и Израилем крайне мала, и текущая напряжённость, скорее всего, сохранится на ближайшую перспективу. В случае начала войны, Центральноазиатские страны скорее всего будут придерживаться нейтралитета и призовут стороны к сдержанности. В нынешних условиях открытая поддержка любой из сторон может сформировать множество рисков и вызовов для внешней политики стран Центральной Азии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus