У Гульнары Каримовой, и без того уже участвующей в публичной семейной распре и подвергающейся беспрецедентному наступлению на свою деловую империю, возникли новые неприятности. Некогда всемогущая дочь диктатора Узбекистана Ислама Каримова оказалась замешанной в очередное расследование, теперь по делу о похищении почти годичной давности одного из своих сотрудников.
Со стороны легко можно счесть, что проблемы Каримовой следует рассматривать через призму политической борьбы за кресло преемника на высшем руководящем посту страны, в которой соперничающая группировка старается ослабить президента, низвергнув с высот его дочь. Однако в столице Узбекистана, где главным принципом политики, похоже, является цинизм, некоторые обозреватели полагают, что организатором всех этих событий может быть именно Каримов, а публичные нападки на его дочь организуются им с целью укрепить свои собственные политические позиции.
7 ноября генеральная прокуратура республики официально объявила на своем сайте о возбуждении уголовного дела по факту похищения сотрудника Каримовой, предположительно имевшего место 11 месяцев тому назад. Хотя сама Каримова в деле не фигурирует, родственники потерпевшего Нурмухаммада Садыкова заявили 6 ноября, что его схватили и подвергли пыткам сотрудники Каримовой. Сама Каримова назвала в Твиттере эти обвинения «полным бредом» и заявила, что Садыков (однофамилец автора этих строк) находится у себя дома в полном порядке.
Возбужденное дело – само по себе экстраординарное, поскольку потенциально чревато привлечением одного из членов влиятельной и неприступной правящей семьи, привычно попирающей законность, – еще раз доказывает, что круг вокруг Каримовой смыкается все туже. Сначала прикрыли ее медиа-империю, потом пошли слухи о налоговых проверках в ее благотворительном фонде, затем были заморожены предположительно принадлежащие ей банковские счета, а теперь еще и это расследование. Ранее в текущем году Каримова ушла с поста постпреда Узбекистана при ООН в Женеве после того, как полиция во Франции обыскала ряд принадлежащих ей помещений по просьбе швейцарской прокуратуры, расследующей дело об отмывании денег. Кроме того, имя Каримовой фигурирует в расследуемом в Швеции деле о коррупции в связи с приобретением скандинавским телекоммуникационным концерном TeliaSonera прав на осуществление деятельности в Узбекистане.
Оставшись без своих телерадиоканалов, Каримова обратилась к Твиттеру, в котором набросилась на человека, стоящего, по мнению Каримовой, за ее проблемами – на влиятельного главу Службы национальной безопасности Узбекистана Рустама Иноятова. Не раз и не два она обвинила его в попытке захватить власть и даже высказала предположение, что тот пытается ее убить. В процессе всего этого Каримова, которой прежде нравились спекуляции на тему о своем желании стать президентом страны, пошла, судя по всему, на попятный, поведав 5 ноября в Твиттере, что хотела быть просто «художником, поэтом и фотографом...».
Жестко контролируемые государственные СМИ Узбекистана пока никак не реагируют на эти скандалы. Это наводит на мысль, что представители ближайшего окружения Каримова опасаются, что последние события могут нанести серьезный урон репутации правящей клики. Как водится, доступ ко многим сайтам в сети Интернет, критически освещающим события в Узбекистане, в том числе EurasiaNet.org, на территории республики заблокирован.
Однако технически продвинутые пользователи Сети в Узбекистане, способные обойти ограничения, накладываемые на свободный поток информации, придерживаются несколько парадоксального взгляда на предмет. Многие считают, что Каримов подготавливает позиции в преддверии президентских выборов, которые должны пройти весной 2015 года, и вознамерился, устранив с дороги дочь, либо сам баллотироваться на новый срок, либо назначить себе верного преемника.
Согласно подозрительно подробному инсайдерскому отчету, появившемуся на сайте оппонента Каримова в изгнании, Мухаммада Салиха, скандал разразился, когда босс СНБ Иноятов в прошлом месяце ознакомил Каримова с убийственным досье на его дочь. По словам автора публикации Усмана Хакназарова, досье потрясло президента, ничего не знавшего ни о ее деловых операциях на родине, ни о коррупционных расследованиях за рубежом. (Усман Хакназаров, представленный «политологом», был известен своими авторитетными репортажами около десяти лет тому назад. Мало кто верит, что он настоящий человек.)
Многие в Ташкенте сочли статью Хакназарова попыткой защитить Каримова, возможно, с подачи спецслужб. В ней безжалостный владыка, отлупивший свою дочь, рыдает над ее прегрешениями.
«Папаша [Каримовой] пытается обелить себя, демонстрируя людям, что карает собственную дочь за дурные поступки, но все это притворство, – сказал EurasiaNet.org один житель Ташкента. – Президент наберет на нынешних событиях с дочерью очередные очки». (Все наши собеседники разговаривали на условии анонимности из опасения подвергнуться жестоким репрессиям).
Как отметил один столичный бизнесмен, он совсем не уверен, что Каримов ничего не знал. Бизнесмен высказал предположение, что статья Хакназарова, в которой приводится столько подробностей частных встреч между президентом и его главными советниками, свидетельствует о «нечистой игре».
«Теперь они взялись за ее компании, чтобы показать, что все, а не только простые люди, равны перед законом», – сказал этот бизнесмен EurasiaNet.org.
Одни полагают, что Каримова – названная в одной из обнародованных американских дипломатических депеш «бароном-грабителем» и «самым ненавидимым человеком в стране» – тоже участвует в игре. «Скандал вокруг Гули – просто пиар-ход для нее и ее продуктов», – говорит адвокат из пригорода Ташкента, называя Каримову по имени, который та использует в качестве модельера, ювелира и парфюмера.
Другие указывают на то, что Каримова по-прежнему пользуется особыми привилегиями в том, что касается свободы слова. Она публично обвинила свою сестру и мать в увлечении черной магией и сравнила 75-летнего Ислама Каримова с советским диктатором Иосифом Сталиным, а 5 ноября написала в Твиттере: «Перемен...мы ждем перемен!!» Кроме того, она заявила, что сотрудники СНБ задержали и избили ее бывших телохранителей. Если бы у нее действительно были проблемы, то власти наверняка захотели бы лишить ее возможности общаться в Твиттере, доступ к которому в Узбекистане не блокируется и записи в котором определенно вызывают замешательство.
«Будучи членом семьи, она может сравнивать Каримова со Сталиным и называть свою мать «ведьмой», не подвергаясь за это наказанию, – полагает жительница Ташкента среднего возраста. – Никто больше не мог делать ничего подобного».
На данном этапе невозможно сказать, стала ли Каримова слишком влиятельной с точки зрения своего отца или все это дело является пиар-ходом, который должен пойти им на пользу, представив вроде как обычной семьей, которая тоже подчиняется закону.
Правила комментирования
comments powered by Disqus