В столице Кыргызстана Бишкеке между улицами Тоголока Молдо и Насирдина Исанова есть улица имени Аширбая Коенкозова. Прозвучит странно, но о том, чем славен этот человек, знают не все бишкекчане даже старшего поколения. Сегодня «Станрадар» это недоразумение исправит.
Еще один из рода панфиловцев
Уроженец Иссык-Кульского села Токтоян Ашырбай Коенкозов работал в ремонтно-строительной конторе города Пржевальска. И работать бы ему там и дальше, но началась Великая Отечественная война. Ашырбая призвали в армию и отправили в Алма-Ату. Там военный комиссар Киргизской ССР генерал-майор Иван Панфилов формировал 316-ю стрелковую дивизию. Так и стал Ашырбай Коенкозов панфиловцем. Служить он попал в разведку 1075-го полка. Почему нашего героя отправили туда, доступные источники не сообщают. Видимо, командиры сумели разглядеть в Ашырбае Коенкозове соответствующие качества. Как потом покажет время — они не ошиблись...
Уже 18 августа 1941 года после ускоренной подготовки и присяги панфиловцы погрузились в эшелоны и направились... куда? Здесь необходимо кое-что уточнить. В фильме-эпопее Юрия Озерова «Битва за Москву» есть эпизод, где генерал Панфилов (роль народного артиста СССР Константина Степанкова) говорит солдату на блокпосте в Подмосковном лесу, что его дивизия прибыла из Средней Азии. Но на самом деле командование первоначально направило 316-ю под Новгород: там тогда планировали сформировать 52-ю резервную армию. Там же дивизия на марше понесла и свои первые потери — после вражеского авианалета.
Панфиловская дивизия могла прославиться участием в обороне Ленинграда. Однако в начале октября 1941 года генералу Панфилову поступил новый приказ: отправляться на оборону Москвы. Интересный факт: примерно в то же самое время на столицу СССР была переброшена из-под Ленинграда 4 танковая группа вермахта под командованием генерал-полковника Эриха Гепнера. Забежим вперёд: 16 ноября 1941 года у разъезда Дубосекова именно против танков Гепнера примут бой 28 панфиловцев.
Вообще, чтобы иметь представление о том, что такое битва за Москву и какой подвиг совершили воины-панфиловцы, надо знать тогдашнюю обстановку. Из-за того, что генерал Павлов, по сути, сдал немцам Западный фронт, страна оказалась в очень серьезной опасности. Поскольку Гитлер вел войну на уничтожение, под Москвой вопрос для СССР решался конкретный: быть или не быть. В сражении за советскую столицу с обеих сторон участвовало более 7 миллионов человек. Историки подсчитали, что на полях Подмосковья сражалось на 3,4 миллиона больше солдат и офицеров, чем в Сталинградской битве, на 3 миллиона больше, чем на Курской дуге, и на 3,5 миллиона больше, чем в Берлинской операции.
Про 1075 полк, где воевал и Ашырбай, начальник политотдела 316 стрелковой дивизии батальонный комиссар Галушко писал в штаб 16 армии:
«...16.11.1941 года утром, в 08:00, противник начал наступление на левом фланге нашей обороны в районе 1075 СП (стрелкового полка — Авт.). Противник наступал в количестве 50–60 танков тяжелых и средних и довольно большое количество пехоты и автоматчиков. 1075 СП понес большие потери, две роты потеряны полностью, данные о потерях уточняются, сообщим в следующем донесении. 1075 СП дрался до последней возможности, командование полка оставило командный пункт только тогда, когда в расположении командного пункта появились танки противника».
То, что в этой обстановке Ашырбай Коенкозов выжил, можно считать солдатским везением. Один из законов войны гласит: «Не каждая пуля — твоя». Поэтому он, как и вся Панфиловская дивизия, ставшая к тому моменту 8-й гвардейской, участвовал в контрнаступлении советский войск, отбросивших немцев от Москвы на 150, а на некоторых участках — на 300 километров.
После завершения битвы за Москву панфиловцев доукомплектовали личным составом, и направили снова на Северо-Запад: туда, откуда дивизия и начинала своей боевой путь. Кроме Ашырбая, в боях на Северо-Западе (в составе Калининского фронта) прославились и другие панфиловцы из Киргизской ССР. К примеру, снайперы Мамадалы Мадаминов, Токтогул Шабеков, Тулегалый Абдыбеков и Бозжигит Турдубаев к августу 1942 года имели на личном счете от 50 до 260 убитых гитлеровцев каждый. Сам Ашырбай Коенкозов к тому времени был уже сержантом.
Дорога к партизанам в лес густой
Известно новогоднее письмо Ашырбая в дивизионную газету «За Родину!», вышедшее 1 января 1943 года. Оно стоит того, чтобы привести его полностью:
«1942 год в огне Великой Отечественной войны. Зарево пожарищ освещает эту новогоднюю ночь. В руках у меня винтовка, у пояса гранаты – это все, что я хочу иметь сейчас, это все – чему я радуюсь. 138 немцев я убил их этой винтовки. 15 гадов взмахом руки с гранатой я заставил поднять свои грязные руки вверх. Я их хотел убить, но война имеет свои законы – командованию нужны «языки» - и привел этих «языков» в свое подразделение.
Страна говорит мне:
– Правильно действуешь, киргиз Коенкозов. Крепче шаг! Точнее прицел!
И я отвечаю:
– Киргиз Коенкозов будет действовать только так, как велит ему Родина.
Прощай, 1942 год, ты не прошел даром. Ты научил нас безмерно любить страну, свой народ и ненавидеть врага.
Здравствуй, Новый год! Гвардии сержант А. Коенкозов».
А еще раньше — 3 ноября 1942 года — в газете «Красная Звезда» вышел короткий очерк самого Ильи Эренбурга «Киргизы». Там были такие слова:
«Сержант Аширбай Куянкузов (так в тексте — Авт.) считает, что немцев чересчур много, и он серьезно занят исправлением этой ошибки природы. Впрочем, когда нужно, Аширбай берет фрицев живьем. Он доставил уже пятнадцать «языков». Родом он из далекого Пржевальска. Он освободил от немцев русскую деревню. Он — джигит, и он знает, что у джигита две добродетели: храбрость и верность».
Так бы и воевал Коенкозов в Панфиловской дивизии дальше, если бы однажды взвод разведчиков, где был и наш герой, по дороге с заданием в тыл врага не попал в окружении карателей. Из окружения разведчикам пришлось выбираться по 2-3 человека. Ашырбай с товарищем блуждали по лесам недолго. Встретили партизан. После проверки, Коенкозов стал бойцом 41-го партизанского полка 2-й Ленинградской партизанской бригады.
Вообще Ленинградские соединения народных мстителей появились на оккупированных фашистами территориях самыми первыми — в июле 1941 года. Сама территория их действий была для партизанской войны просто идеальной: леса и болота. Площадь нынешней Ленинградской области — 83 908 квадратных километров. О тогдашней же Ленобласти историки сообщают:
«Границы Ленинградской области времен Великой Отечественной войны отличались от современных. После административной реформы 1927-29 гг территория области составляла 360,4 тыс. кв км и, согласно Постановлению ВЦИК от 1 августа 1927 г., включала девять округов – Ленинградский, Лужский, Лодейнопольский, Мурманский, Череповецкий, Новгородский, Боровичский, Псковский и Великолуцкий».
Для ленинградских партизан была характерна рейдовая тактика. И хотя рейды были самыми действенными методами партизанской борьбы, они одновременно являлись наиболее сложными. От партизан в рейдах требовалось одновременно решать сразу несколько задач: разведка, снабжение продовольствием и боеприпасами, обеспечение связи, выполнения боевых заданий, изучения местных условий и укрепления связи с населением.
Таким образом, Ашырбаю Коенкозову пришлось стать в партизанах, как сейчас говорят, специалистом широкого профиля. Что для него, впрочем, было не внове. В начале 1942 года Панфиловская дивизия как раз и прославилась тем, что провела по немецким тылам глубокий рейд, сродни партизанскому...
Работы тогда у партизан было много: диверсии на коммуникациях, налеты на вражеские гарнизоны, бои с карателями и добывание разведывательных данных для Красной Армии. И у партизан воевал наш герой храбро и грамотно. В пользу того говорит тот факт, что Ашырбай стал за очень короткое время командиром партизанской роты. Даже при том кадровом голоде, который царил у партизан, командовать ротой доверяли далеко не каждому. В течение только одного декабря 1943 года рота Коенкозова подорвала 10 вражеских эшелонов с живой силой и техникой.
В конце декабря 1943 года соединение, в котором случил наш герой, столкнулось с превосходящими силами немцев. Те стремились взять партизан в кольцо и уничтожить. Бои шли пять суток. Окружить и уничтожить наших немцам не удалось. Но погибло много партизан и среди них — Ашырбай Коенкозов. Его жизнь оборвалась 31 декабря: за несколько часов до наступления нового 1944 года. Посмертно его наградили орденом Отечественной войны I степени…
...По какой-то иронии судьбы улица имени нашего героя в Бишкеке практически повторяет его фронтовую судьбу. Она — тихая и незаметная: каким и был на войне сам разведчик-панфиловец и Ленинградский партизан Аширбай Коенкозов. И это, пожалуй — самый лучший ему памятник.
Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram
Правила комментирования