Тематика таких акций была однообразной. А вот география - обширной.
2013 год выдался урожайным на акции протеста. Одни были затяжными, другие – однодневными. География митингов, в отличие от тематики, была достаточно обширной - от Иссык-Кульской области до южных регионов. Тем не менее, самым популярным местом встречи митингующих остался "Белый дом", у забора которого то и дело собирались желающие решить наболевшие вопросы, а то и просто покричать.
Три богатыря из "Ата-Журта"
Камчыбек Ташиев, Талант Мамытов и Садыр Жапаров не давали покоя правоохранительным органам и в этом году. Правда, засветились не они сами, а их сторонники, которые митинговали сначала у здания Первомайского, потом городского и Верховного судов. Они требовали для своих "героев" "справедливости", то есть оправдания. Ради этой своей "высшей цели" они были готовы даже сломать ворота Бишкекского горсуда.
Досталось от сторонников атажуртовцев и представителям СМИ. В частности, во время процесса в Верховном суде, они разорвали футболку на представителе общественного фонда "Голос свободы" Рыспеке Токтоналиеве за то, что он их фотографировал и снимал на видео. В ответ журналисты провели флешмоб в поддержку коллеги.
Как бы там ни было, лихая тройка была лишена депутатских мандатов.
Все дороги ведут к Кумтору
Перекрытие дорог практически уже превратилось в национальный вид спорта. Особенно популярен он среди участников акций протеста по Кумтору.
Все началось в конце мая, когда около 300 жителей Джеты-Огузского района Иссык-Кульской области перекрыли дорогу к руднику "Кумтор". Позже, число протестующих выросло , достигнув численности примерно в 1,5 тысячи голов. Пикетчиков требовали построить больницу и сделать дороги, чтобы решить эти вполне мирные вопросы, они использовали "коктейль Молотова" и пытались помешать работе рудника, отключили электричество бюджетообразующему предприятию. Восстановить энергоснабжение власти смогли только через сутки. После этого митингующие захватили здание РОВД и акимиат Джеты-Огузского района. Президенту Алмазбеку Атамбаеву пришлось ввести чрезвычайное положение.
И-за применения сотрудниками милиции спецсредств для разгона митингующих, пострадало три человека. Среди силовиков пострадавших оказалось больше - 15 человек. Через неделюрежим ЧП отменили в связи со стабилизацией обстановки.
И опять "Ата-Журт"
Во время краткосрочного затишья на Иссык-Куле буйствовать на юге республики начали сторонники все тех же атажуртовцев. Теперь они начали требовать еще и денонсации соглашения с канадской компанией Сenterra Gold Inc. по "Кумтору".
Митингующие выгнали действующего полпреда правительства в Джалал-Абадской области Жусубали Торомаматова. А потом провозгласили "народным губернатором" члена партии "Ата-Журт" Медера Усенова, который позже был задержан чекистами.
Тогда "повстанцы" попытались захватить здание Управления ГКНБ по Джалал-Абадской области. Но милиция пресекла штурм.
Позже в родном селе Ташиева - Барпы - они перекрыли дорогу Бишкек - Ош, где предусмотрительно установили юрты. Трасса была открыта после долгих переговоров.
Дурной пример заразителен
Митинги устраивали и жители столицы.
В марте возле "Белого дома" прошла акция протеста водителей-дальнобойщиков. Около 50 человек требовали запретить въезд в страну крупногабаритных китайских грузовиков весом более 44 тонн.
В апреле была проведена акция протеста возле частной школы QISB. Участники митинга требовали закрыть эту школу за использование детского труда. Митингующий заявил, что руководство учебного заведения не было наказано за то, что заставляло 13-летнюю девочку мыть полы в здании.
В этом же месяце вернулся в строй вечный оппозиционер и "бульдозер двух революций" Азимбек Бекназаров. Он провел митинг за денонсацию соглашения по "Кумтору".
В июне на площади Ала-Тоо в Бишкеке прошла акция по сбору помощи для правительства, от которого требовали решить проблемы, связанные с межнациональными конфликтами в Баткенской области. На площади были выставлены ящики, куда всем желающим предлагалось положить по одному сому, не более, в помощь правительству.
В тренде сезона оказался и бывший министр юстиции Марат Кайыпов. Он собрал митинг по поводу бездействия властей в обеспечении безопасности граждан, живущих в приграничных с Узбекистаном и Таджикистаном районах.
С аналогичным требованием выступил и доселе никому не известный Ондуруш Токтонасыров. Он выступил за выплаты компенсации родственникам убитого на кыргызско-узбекской границе. Выразил он свой протест, лежа на земле под черным покрывалом, символизирующим траур.
В сентябре помитинговать захотелось сторонникам бывшего омбудсмена Турсунбека Акуна. В тот день они требовали признать недействительными выборы нынешнего омбудсмена.
В октябре к тому же "Белому дому" вышли 30 предпринимателей рынка "Дордой". Они заявили, что уже месяц не могут получить свой груз, застрявший на границе в Нарынской области.
В ноябре у здания БД свой митинг провели члены Ассоциации инвалидов Кыргызстана. В нем приняли участие четыре человека. По заявлению одной из активисток Асипы Мусаевой, инвалиды требовали, чтобы чиновники обратили на них внимание, и заложили в бюджет 2014 года финансирование на строительство многоэтажного дома для инвалидов с учетом необходимой инфраструктуры.
С чего начали, тем и закончили
Год завершается тем, с чего и начался. На повестке главным вопросом остается уголовное дело в отношении члена фракции "Ата-Журт". Правда, обвинения в адрес Ахматбека Келдибекова куда более серьезнее.
Как следствие, и акции протеста более масштабные. Их, кроме родственников, соратников, поддержал и Мелис Мырзакматов, которого негласно называли хозяином юга. Возможно, причиной его отставки с поста и.о мэра города Оша стал как раз очередной показательный демарш против центральной власти.
Участники же акции в поддержку Келдибекова даже не стали мудрить. Они также пытались захватить здание обладминистрации, а затем установили юрты на площади южной столицы. Позже его сторонники решили "сесть на диету". Но, видимо, такой способ протеста не понравился "борцам за справедливость", поскольку голодали они всего-то несколько дней.
Резюмируя, можно смело говорить о том, что мода на свободное выражение своего мнения или отстаивание своей позиции в виде митингов и пикетов прижилась в Кыргызстане.
Порой участники митингов и не знают, зачем они здесь собрались и в поддержку кого выступают. Да и для них это собственно особо и не важно. Главное, чтобы сия "прогулка" на свежем воздухе была оплачена организаторами митинга. Жаль, что самосознание многих наших сограждан опустилось до планки 500 сомов за несколько часов стояния на митинге в поддержку не важно кого.
Правила комментирования
comments powered by Disqus